Внутренние воды Африки (модульный урок в 7 классе)
УЭ
Время |
Учебный материал, задания
|
Советы учителя |
УЭ- 0,
1-2 мин. |
Интегрирующая цель: работая над учебными элементами вы должны знать крупнейшие реки и озера материка; установить их зависимость от климата и рельефа; объяснять особенности питания и режима рек; развивать умения излагать учебный материал; раскрывать взаимосвязи между компонентами природы на основе анализа и сопоставления различных карт, текста учебника. Оборудование: физическая карта Африки, климатическая карта Африки, атласы, учебники, картины объектов, видеофильм. |
Внимательно прочитайте цель урока |
УЭ - 1, 5 мин. |
Цель: определение исходного уровня знаний о внутренних водах.
1.Выполните задание, для этого внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, напротив номера вопроса запишите букву, соответствующую правильному ответу: 1. место, где начинается река
2. место впадения реки в море, озеро, другую реку
3. углубление, по которому воды реки текут постоянно
4. река со всеми своими притоками
5. территория, по которой протекает река и ее притоки 6. падение воды с высокого уступа
7. скопление воды в природном углублении на суше
8. граница между бассейнами рек
9. поток воды текущий в углублении – русле
10. распределение воды в реке в течении года
а) исток б) речная система в) водораздел г) река
д) озеро е) бассейн реки ж) водопад з) русло и) устье к) режим реки
2. Проверьте правильность выполнения и определите уровень своих знаний по схеме:
10 ответов – высокий уровень, «5»
8-9 ответов – средний уровень, «4»
6-7 ответов – низкий уровень, «3»
менее 6 – очень низкий, «2» |
Работайте самостоятельно |
2, 10 мин. |
Цель: раскрытие особенностей внутренних вод материка (установить их зависимость от рельефа и климата), развитие умения связно излагать учебный материал.
1. Пользуясь текстом учебника (стр. 120-122) и картами атласа (стр. 14, 15) подготовьте ответы на вопросы (устно):
1) назовите и покажите на карте крупные реки материка
2) к бассейну какого океана они относятся?
3) в чем зависимость рек от рельефа?
4) как режим рек зависит от климата?
5) какое питание характерно для рек Африки?
2. Оцените свои знания. |
Работа с текстом учебника, использовать карты атласа (можно работать в паре)
|
3, 10 - 13 мин. |
Цель: Составление характеристики крупных речных систем материка, заполняя таблицу на основе сообщений уч-ся (учимся выделять главное):
Название реки |
|
Площадь бассейна |
Длина реки |
Основной тип питания |
Режим реки |
Нигер |
|
|
|
|
|
Нил |
|
|
|
|
|
Конго |
|
|
|
|
|
Проверьте правильность заполнения таблицы.
Оцените работу (правильный ответ в каждой колонке – 1 балл, сумму баллов поделите на пять) |
Заслушивая выступления уч-ся заполняем таблицу
|
4, 5 мин. |
Цель: Формирование знаний о водопадах материка.
1. Выполните задание (вставьте пропущенные слова) Водопад Виктория находится на реке ______________. Местные жители называют водопад «___________________».
Высота уступа, с которого падает река ___________. Открыт он ________________________.
В низовьях реки __________ каскад водопадов.
Они препятствуют ___________________.
2. Проверьте правильность выполнения задания и оцените свою работу по схеме:
6 ответов – «5»
5 ответов – «4»
4 ответа – «3»
менее 4 – «2»
|
Просмотр видеофильма, работа с картой атласа. |
5, 5 мин. |
Цель: Формирование знаний о крупнейших озерах, их особенностях.
1. Работая с текстом учебника ответьте на вопросы, ставя знак «+», если утверждение верно и «-», если оно не верно.
1. На материке много крупных озер
2. Озеро Виктория – самое большое по площади
3. Озеро Танганьика окаймляют высокие горы
4. Озеро Чад - самое большое по площади в Африке
5. Наиболее крупные озера расположены в западной части материка
6. Озеро Виктория имеет вытянутую форму.
2. Проверьте правильность выполнения задания и оцените свою работу по схеме:
6 ответов – «5»
5 ответов – «4»
4 ответа – «3»
менее 4 – «2»
|
Работаем самостоятельно с текстом учебника, используем карты атласа, картины |
6, 5 мин. |
Цель: Закрепление знаний по теме «Внутренние воды », самостоятельное применение полученных знаний.
1. Разгадать кроссворд по теме
(скачать с сервера) 1- озеро Африки, не имеющее постоянных границ
2- самая длинная река мира
3- самое длинное пресноводное озеро
4- самая полноводная река Африки
5- углубление, по которому воды реки текут постоянно
6- скопление воды в природном углублении на суше
2. Проверьте правильность ответов, оцените свою работу. 6 ответов – «5»
5 ответов – «4»
4 ответа – «3»
менее 4 – «2» |
Закрыть учебник, атлас, тетрадь
|
7,
2-3 мин.Цель: подведение итогов урока, выставление оценок. Достигли ли вы заданных
целей? Что мешало достижению цели? Если вы редко ошибались на уроке, повторите
записи в тетради. Те, кто часто ошибался при выполнении всех УЭ, повторите тему по
учебнику с.120 – 123 и выполните задания к данному параграфу.
Приложение 1
1. место, где начинается река - исток
2. место впадения реки в море, озеро, другую реку - устье
3. углубление, по которому воды реки текут постоянно - русло
4. река со всеми своими притоками - речная система
5. территория, по которой протекает река и ее притоки - бассейн реки
6. падение воды с высокого уступа - водопад
7. скопление воды в природном углублении на суше - озеро
8. граница между бассейнами рек - водораздел
9. поток воды текущий в углублении – русле - река
10. распределение воды в реке в течении года - режим реки
Приложение 2
Название реки |
Куда впадает |
Площадь бассейна тыс. кв. км
|
Длина реки |
Основной тип питания |
Режим реки |
Нигер
|
Гвинейский залив |
2092 |
4160 км |
дождевой |
Летом половодье |
Нил |
Средиземное море |
2870 |
6671 км |
дождевой |
Половодье в конце лета
|
Конго
|
Гвинейский залив |
3691 |
4320 км |
дождевой |
Полноводна весь год |
Приложение 3
1. Замбези
2. «Гремящий дым»
3. 120 м.
4. Д.Ливингстон
5. Конго
6. судоходству
Приложение 4
1. +
2. +
3. +
4. –
5. –
6. –
Приложение 5
(скачать с сервера)
|