Среда, 06.11.2024, 04:54
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ №24

Меню сайта
Наш опрос
Ваши любимые предметы:
Всего ответов: 1050
Статистика

История школы

Воспитывать добром.
   У отличника народного просвещения Антонины Васильевны Лашук , одной из старейших учителей МОУ»СОШ №24» п. Каз, награждённой медалью «За служение Кузбассу», почётным знаком «Старший учитель», тоже юбилей. В 2010 году исполнилось 50 лет её работы в области образования. В Казе только 46 лет. А ещё был Томск, Казахстан. 13 выпусков только в Казской школе. Последний выпуск она в шутку называет «чёртовой дюжиной».
   50 лет школе и 50 лет, отданные любимому делу – обучению и воспитанию. Антонина Васильевна с любовью показывает мне фотографии её учеников. Вот Волков Женя, уже тогда был лидером в классе, сейчас руководитель большого предприятия. А вот Оля Котегова, красивая девочка с внимательными глазами, окончила пединститут и преподаёт немецкий в нашей школе. Здесь и Мурзин Женя, серьёзный мальчик, ныне полковник МВД, не раз бывавший в горячих точках, сейчас преподаёт в Москве, в академии, и Серёжа Скурятин, самый аккуратный в классе, работает главным маркшейдером на шахте, и Миша Пархачёв, самый работоспособный, на уроках его постоянно приходилось нагружать и нагружать…
   Сейчас, спустя столько лет, она помнит всех по имени, их привычки, наклонности. Все фотографии в семейном альбоме. «Они и сейчас – члены её семьи, как и тогда, много лет назад, Антонина Васильевна гордится их успехами, переживает за них, как за своих детей», - думаю я и спрашиваю:
- Антонина Васильевна, что для вас самое главное в работе учителя?
- Видеть в ребёнке человека. Пусть он пока маленький, но он человек со своими чертами характера. Никогда не унижать, не оскорблять, только помогать и понимать, - не задумываясь, сразу отвечает она.
- И ещё, всё плохое оставлять за порогом школы. Уважать не только учеников, но и их родителей. Воспитывать добром.
- Кстати, о родителях. Сейчас много говорят о конфликтах…
- Нет, конфликтов с родителями у меня никогда не было. Наоборот, всегда помогали, как могли. Никогда не забуду отца Богдана Беляева Владимира Владимировича. Он был таким замечательным Дедом Морозом на утреннике, что все подумали, что это настоящий артист. А родители Оглезнева Серёжи? Столько доброжелательности в этой семье - не выскажешь. Мне легко работалось с ними. И сейчас они никогда не пройдут мимо, чтоб не поинтересоваться, как у меня дела, как здоровье. Правильное отношение к школе и у родителей Димы и Максима Макрушиных Елены Самойловны и Игоря Юрьевича. Много они сделали для нашего класса. И всё безвозмездно. Такое сейчас редко встретишь.
- Чем запомнились первые годы работы? – спрашиваю у Антонины Васильевны.
- Никогда не забуду Марию Николаевну, директора начальной школы в небольшой томской деревушке, где я работала после окончания педучилища. Строгая. Справедливая. Педагог замечательный. В школе чистота. Уют. Горячее питание. И это в 1962 году. Работаю месяц, второй третий, потом спрашиваю её:
- Почему на урок не идёте?
- Я вам верю. Мне у вас на уроках делать нечего.
   Антонина Васильевна идёт в другую комнату и неожиданно приносит бортжурнал октябрятской группы «Дружная», который хранит 25 лет, и дарит его музею школы. Это бесценный подарок. Ведь современные ученики ничего не знают ни об октябрятах, ни о пионерах. Теперь можно будет не только рассказать, но и показать, как жили, учились в те годы. Я уже представляю, как интересно пройдёт музейный урок, как будут рассматривать этот прекрасный альбом, расспрашивать о том времени ребята, родившиеся в другую эпоху. Антонина Васильевна не пикнет душой. Поёт в вокальной группе «Рябинушка». Голос у неё чудесный. Вышила крестом Икону Владимирской Богоматери, да так искусно глаз не оторвать, хочет подарить её внуку Егору. С гордостью показывает Диплом I степени Управления по физической культуре и спорту Таштагольского района за участие во Всероссийских соревнованиях «Лыжня России – 2011» Смеётся: «Есть ещё порох в пороховницах». Внучка Ксения пошла по её стопам, заканчивает историко-правовой Барнаульский педагогический университет. А недавно Катя, старшая внучка, нашла на сайте в «Одноклассниках» её фотографию и позвонила, чтобы порадовать любимую бабушку. Каждый день звонят дочери. Скоро начнётся дача. Скучать не приходится. «Главное - не зацикливаться на своих болячках и жить полной жизнью», - считает Антонина Васильевна. Впереди поездка в любимый Томск. Встреча с родными. Жизнь не кончается с уходом на пенсию. Антонина Васильевна - и сейчас красивая женщина с внимательными голубыми и такими молодыми глазами. Приветливая, гостеприимная хозяйка. Уходить от неё совсем не хочется. Общаться с ней – одно удовольствие. Столько душевного тепла от неё исходит, столько она излучает положительной энергии, что диву даёшься. Л.Д. Найданова, руководитель школьного музея.

 

Свет добра.
 
 
   Людмила Степановна Чернышова 39 лет работает в МОУ «СОШ№ 24» п.Каз. От звонка до звонка. Одна запись в трудовой. Такое редко встретишь. И никогда, даже в мыслях не хотела уйти из школы. 39 лет. Целая жизнь. К ней тянутся ученики, объясняются ей в любви, и она отвечает им такой же любовью. От неё исходит свет добра. Доброта Людмилы Степановны не знает границ. Это чувствуют и ученики, и учителя. В кабинете всегда светло и уютно, много цветов. Ребята приходят сюда с радостью, потому что знают, что здесь их встретят с любовью и пониманием.
   Удивительный человек Людмила Степановна. И педагог прекрасный. На её уроках всегда интересно. Она умеет найти к каждому подход, так объяснить самый трудный материал, что даже нерадивому ученику всё понятно. Сама в постоянном поиске, любит учиться, прививает любовь к литературе и своим ученикам. Оценить книгу, удивиться привычному слову, уметь соотнести мысли авторов и героев прошлого с сегодняшним днём, поразмышлять вместе с автором – всё это доступно лишь подготовленному читателю, любящему литературу. Людмила Степановна любит повторять: «Если Шекспир, Сервантес, Пушкин и Гоголь живут веками, то это не значит, что они переходят из десятилетия в десятилетие без «экзамена». Лишь выдающиеся произведения, посвящённые вечным темам, выдерживают строгие испытания временем, продолжая жить и волновать новые поколения. И тогда мы говорим: «Пушкин, Салтыков-Щедрин, Чехов – совершенно современные писатели!»
   Людмила Степановна учит ребят быть внимательным, вдумчивым читателем. Радуется вместе с ними их открытиям и находкам, гордится, когда видит успехи своих учеников, их неподдельный интерес к предмету. «С любимого томика зарождается интерес к искусству слова, к литературе», - считает Людмила Степановна. « В моей жизни книги всегда были на первом месте. Я к ним обращаюсь и когда мне тяжело, и когда на душе радость. Между мной и автором словно происходит доверительный разговор наедине, который может быть только между самыми близкими людьми. Во время этой беседы рождаются новые мысли, идеи, открываются тайны человеческого характера, взаимоотношения между людьми», - отвечает Людмила Степановна на мой вопрос: «Какую роль играют в её жизни книги?» …каждый читатель как тайна Как в землю закопанный клад, Пусть самый последний, случайный, Всю жизнь промолчавший подряд. Заметила, что ученики Людмилы Степановны не молчат на уроках, они рассуждают, оригинально мыслят, высказывают свою точку зрения на творчество писателей и поэтов, много учат наизусть, грамотно пишут. Уроки её проходят в атмосфере доверия и взаимопонимания. Ученики раскрывают перед ней свои тайны, а она, как добрая фея, помогает им войти в волшебный мир литературы. За свой самоотверженный труд Людмила Степановна награждена медалью «Почётный работник общего образования РФ».   Л.Д.Найданова, руководитель школьного музея, п.Каз

                  

«Уезжайте в свою Сибирь. Мы Вас и там найдём»
                  
   Валентина Трифоновна Грехова 20 лет работает завучем МОУ «СОШ № 24». Весь учебный процесс, его организация зависят от неё, её умения не только составлять расписание так, чтобы всем работалось комфортно, но и таланта общения с учителями – к каждому надо найти подход, каждому сказать именно те слова, которые ему необходимы. А таких ситуаций сколько угодно. Валентина Трифоновна как раз и является для нас таким наставником, умным, принципиальным, требовательным, готовым помочь в любую минуту. Стаж её только в Казской школе составляет 40 лет. А была ещё работа в Калининграде. Прибалтийским школьникам она так полюбилась, что когда по семейным обстоятельствам ей пришлось уезжать, она услышала:
 - Уезжайте в свою Сибирь. Мы Вас и там найдём.
А директор школы сказал мужу:
- Вы бы не уезжали: она пришлась нам ко двору. Да и как не привязаться к учительнице из далёкой Сибири, если ученики, с которыми она занималась, сдавали экзамены в университет на «5», а родители переводили детей из своей школы в ту, где вела математику Валентина Трифоновна. Однажды она ехала в электричке, к ней подсаживается незнакомая женщина:
- Вы Валентина Трифоновна Грехова? - Да. - Позанимайтесь с моим сыном. Я Вам хорошо заплачу, буду привозить и увозить на машине, только подготовьте сына в институт. Было это в далёком 1978 году.
   «Валентина Трифоновна пришла работать в Казскую школу молоденькой учительницей. Никогда ни о ком плохого слова не сказала. Немногословная, скромная, серьёзная и очень ответственная. Её сразу полюбили и учителя, и ученики», - вспоминает Вера Ивановна Стуканова, старейшая учительница нашей школы. С теплотой и любовью говорят о ней и её выпускники, вспоминают многодневные походы, интересные классные часы, её честность, принципиальность, энергичность, доступность объяснения. Однажды в субботу, тогда по субботам мы не учились, проводили только консультации и мероприятия, прохожу мимо её кабинета, дверь открыта, одиннадцатиклассников набилось – яблоку негде упасть, понатащили стульев, сидят даже в проходах, спрашиваю у них, что это за столпотворение. Оказывается, консультация по математике. Ведёт Валентина Трифоновна. Помню, поступление в тот год (1997) было, как сейчас говорят, 100-процентное. «Не только нам, учителям, импонируют её честность, принципиальность, но и ученикам – её профессионализм нужен, как воздух»,- подумала тогда и по-хорошему ей позавидовала, её востребованности, нужности.
 - Чем современные ученики отличаются от тогдашних? - спрашиваю Валентину Трифоновну.
- Отношением к учёбе, - просто отвечает она.
– Почему они ходили ко мне на консультации? Хотели получить знания. По три часа занимались. Ребята всегда говорили: «Хоть все уроки математики нам ставьте». Такого сейчас нет.
- Ваше отношение к ЕГЭ?
- Я не против ЕГЭ, хотя глубину знаний учеников он отражает не в полной мере. Психологически трудно ребятам сдавать экзамены в другой школе, вставать рано… Стрессов предостаточно.
  Вот такие учителя работают у нас в школе, умные, принципиальные, справедливые, имеющие свою точку зрения и умеющие её отстаивать, что немаловажно в нашей жизни. С ними всегда хочется посоветоваться, поговорить, услышать оценку своей работы. Наверное, такими и должны быть настоящие руководители.   Л.Д.Найданова,  п. Каз
 
                                                                  «…Лилия Романовна будет всегда».
 Лилия Романовна Швабауэр. Ещё солнце не встало, а она уже в школе. На работу первой, с работы последней. Всё, что есть в её кабинете, сделано её руками. Вот карта Германии. Вот основные города. Всё ярко, красиво. Дети любят здесь бывать, потому что чувствуют, что здесь всё для них, здесь им всегда рады и всегда помогут. Карточки, стенды, не счесть раздаточного материала. Всё мелькает на уроке. Всё для детей, всё для того, чтобы дети изучали иностранный язык с радостью, полюбили его как свой родной. Однажды в 5-ом классе решила родительское собрание начать с концерта. Пусть родители посмотрят, чему их ребятишки научились за полтора месяца учёбы в школе. А Лилия Романовна как на грех заболела. Звоню ей домой, объясняю ситуацию и слышу:
- Вам надо, чтобы они сценку показали на немецком языке?
-Да, тема собрания «Учись учиться»
- Моё присутствие не обязательно: ребята выступят сами.
  Я не поверила своим ушам: ученики всего полтора месяца изучают иностранный, а уже всё «выступят сами». Но всё прошло как по маслу. Дети с таким энтузиазмом говорили на немецком языке, что всем показалось, что они выросли в Германии. После этого случая прошло много времени. Английский в моде. Слышу, как учитель начальных классов В.Е.Усачёва убеждает своего сына, тогда пятиклассника, изучать немецкий: «Английский сегодня есть, завтра – нет, а Лилия Романовна будет всегда». Сейчас Андрей в 11-м классе, неизменно побеждает на всех олимпиадах по немецкому языку. Конечно же, в этом заслуга и Лилии Романовны. Её энтузиазму, трудолюбию можно позавидовать. И дети это понимают. Лена Житарева, выпускница школы, благодарит её за то, что ей легко учиться в академии, что даже ученикам городских школ до неё далеко. Преподаватель удивлён знанием немецкого языка. Саша Денисевич однажды ей сказала, что Лилия Романовна работает больше всех в школе. «Я думала, что ученики не замечают этого, а они всё подмечают», - комментирует Лилия Романовна. Дети не только свободно говорят на немецком, но и поют песни, сочиняют стихи. Лилия Романовна с гордостью читает мне стихотворение выпускницы 1989 года Ж.Найдановой, моей дочери, написанное на немецком языке. Она хранит его больше двадцати лет. В глазах её любовь и восхищение. «Всё в нашей жизни от любви, - думаю я после разговора с Лилией Романовной, - и ученики наши это понимают, поэтому и пишут, и приходят в родную школу, и находят слова благодарности для нас, бескорыстных тружеников, любящих свою профессию, однажды избранную, не изменяющих этому выбору ни в каких, даже самых сложных жизненных ситуациях». Любовь к профессии, к детям, самоотверженный труд на их благо – вот черты, достойные восхищения, которые присущи Лилии Романовне.
   И вот я снова у неё на уроке. Поражает её манера разговаривать с учениками, она верит им, понимает и любит, и они отвечают ей такой же любовью и пониманием: не боятся отвечать, выходить к доске и даже спорить с любимой учительницей на немецком языке. «Самое главное на уроке, чтобы дети говорили», - считает Лилия Романовна и мастерски добивается этого. Знаю, что многие будут плакать, расставаясь с ней. А потом приведут уже своих детей учиться к Лилии Романовне. Сама я много лет проработала в паре с Лилией Романовной как классный руководитель, видела отношение её к работе, ученикам и захотелось рассказать о ней на страницах районной газеты.   Найданова Л.Д. , учитель МХК, Каз, школа №24.
Жизнь, отданная школе.
           
   50-летний юбилей – это весь путь от открытия школы до наших дней. В каждый промежуток времени были свои дела и критерии. Л.Г. Коротеева приехала работать по направлению в далёком 1967 году и отдала Казской школе 44 года. Работает и сейчас. Стаж её почти равен юбилейному «возрасту» школы. Все эти годы были заполнены любимой работой, учительской. На мой вопрос: «Как работалось в то время?» - отвечает с присущей ей прямолинейностью: «Ногти точно не красила, было много другой работы, школьной» и продолжает: «Сразу меня избрали секретарём комсомольской организации. Я вела кружок «Наш ленинский комсомол», готовила ребят к вступлению в комсомол, группами возила на приём в Таштагол. Электричек не было, не говоря уж об автобусе. Ездили ночным поездом. Проводила комсомольские собрания, на которых решались важные проблемы тех лет. Шествовали над октябрятами, проводили пионерские сборы, зарницы. Несколько раз ходили со старшеклассниками далеко за Медвежий лог сажать сосны. Если бы в те годы мне предложили участие в проекте «Учитель года, я бы сразу же согласилась. Но мы занимались другими делами. Я возила группу учащихся по маршруту «Ленинск-Кузнецкий (с посещением музея, строящегося комбината тканей) - Красноярск (музеи, ГЭС, Красноярские Столбы) – Минусинск – Шушенское» С другой группой ездила в Белоруссию, где посетили не только Хатынь, но и города, за которые сражались русские солдаты. В летнее время бросали семьи и ехали с учениками работать в совхоз на прополку, сами тоже не стояли – работали. В посёлке дети отрабатывали тоже: на складе ВВ копали ямы под столбы, сажали картошку, ошкуривали дереья; носили землю в теплицу; у старой школы, надрываясь, таскали носилки с раствором, заливали обочины дорожки к школе и т. п. Потом следующий призыв: копать картошку, рубить капусту в Калтане. Если бы в те годы предложили участие в проекте «Учитель года», я бы опять согласилась». Да и не только бы согласилась, но и победила. Т.В.Прокопьева, директор школы, посещая её уроки, говорила о Людмиле Григорьевне: «Это Учитель от Бога. Да мне и учить её ничему не надо, она всё сама умеет. Самородок». А сколько открытых уроков и мероприятий она провела! Помню её урок на семинаре директоров школ, на котором присутствовало 20 человек. А уроки на уровне района, где присутствовали не только учителя, но и воспитатели детских садов, помнят и до сих пор. На них училось не одно поколение молодых специалистов. Самое главное в её работе – обучение детей. «Сколько их прошло через мои руки и сердце за 44 года!?! - восклицает Людмила Григорьевна. – Мои ученики участвуют во всех школьных олимпиадах, занимая почти все призовые места. Савинкин Вова на городской олимпиаде по математике занял I место. К сожалению, в кабинете нет компьютера, интерактивной доски». «Да, Людмила Григорьевна и сейчас идёт в ногу со временем. Компьютер, Интернет для неё не только слова. Это её помощники в работе», - думаю я, рассматривая её грамоты. Их у неё 23 (две из них от областного отдела народного образования, две от администрации г.Таштагола, три от горкома ВЛКСМ, от гороно – 7, от школы – 11). Она награждена медалью «Почётный работник общего образования», а также медалью «Ветеран труда». Рассказ Людмилы Григорьевны взволновал меня до глубины души. Так говорить о своей работе может только человек, любящий свою профессию. Хорошо, что у нас в школе есть такие учителя, умные, честные, принципиальные, умеющие постоять не только за себя, но и за своих коллег. Их знания, опыт, умение самоотверженно трудиться нужны нашим детям, как воздух. Заметила, что ученики Людмилы Григорьевны любят учиться, интересно мыслят и умеют рассуждать. А это ли не высшая награда учителю? И последний вопрос: - Сейчас много говорят о стандартах, ЕГЭ… Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам в канун юбилея? - Хороших учеников, любить свою профессию, внимания со стороны правительства, я имею ввиду достойную зарплату, родительского уважения. И тогда появится желание работать. Пойдут в школы молодые учителя. Однажды в Финляндии, на берегах Ладоги, Николай Рерих сидел с крестьянским мальчиком. Кто-то средних лет прошёл мимо, и его маленький друг вскочил и с искренним почтением снял свою шапочку. «Я спросил его: «Кто этот человек?» Необычайно серьёзно мальчик ответил: «Это Учитель». Я снова спросил его: «Это ваш Учитель?» - «Нет, - ответил мальчик, - это учитель из соседней школы». – «Вы знаете его лично?» - «Нет» - ответил мой юный друг. «Почему же вы его приветствовали так почтительно?» Ещё более серьёзно мальчик ответил: «Потому что он Учитель». И дальше Н.Рерих пишет: «Истинно, в этом мальчике, снявшем шапку перед учителем, заключено здоровое зерно народа, …сознающего значение слова «созидать». Маленького индуса спрашивают: «Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?» Мальчик улыбнулся: «Солнце останется солнцем, но при учителе мне будет светить двенадцать солнц!» Именно такого уважения желаю своим коллегам, - добавила Людмила Григорьевна. Л.Д. Найданова, п. Каз
 
Надеялась только на себя.


   Вере Ивановне Стукановой – 90 лет. Даже не верится. Кажется, совсем недавно я, неопытная девчонка, которой доверили преподавать историю, сидела у неё на уроке, затаив дыхание, и слушала её удивительный рассказ о жизни древних греков. И вместе со своей учительницей её ученики совершали удивительное путешествие по далёким странам. Как мне хотелось тогда научиться рассказывать, как она, - просто, доходчиво, интересно, так, чтобы каждый школьник смотрел на меня восторженными глазами, так, как смотрели они на Веру Ивановну. А потом были беседы о жизни, о нелёгком учительском труде. Каждая такая беседа побуждала к действию, хотелось не просто работать, а творить. И вот сегодня у меня встреча с этим замечательным человеком - Верой Ивановной Стукановой. Открывает мне красивая седая женщина с удивительно молодыми огромными глазами. На вид ни за что не дашь девяносто лет. Волнуюсь, хочется спросить о многом. И начинается разговор.
- Вера Ивановна, расскажите о своей семье.  
- Я чистая украинка. Украинскую мову хорошо знаю. Мамины родители из Полтавской губернии, отцовы – из-под Каменецк – Подольска, что под Львовом. Мамины родители Смелые переехали в Сибирь, когда ещё железной дороги не было. Ехали на быках всё лето, с ними – куры, собака, кошка, поросёнок. Таким табором приехали в Казахстан в Акмолинск (Астану). Здесь они разделились. Отцовы родители поехали уже по железной дороге до Новониколаевска (Новосибирск). Поставили себе дома из земляных пластов, назывались они землянками. Покрывали их очеретом (осокой), снопы обмакивали в глину и покрывали дом. В такой землянке я родилась в 1921 году 14 января, под старый Новый год. Деревню называли Шевелёвка. Я думаю, от слова «шевелиться», кто больше работает, у того лучше получается. Земли получили много. Из этой земли выделялся околок – роща около 4 гектаров (4 десятины). Были и сенокосные угодья, и земля под хлеб (сеяли пшеницу, рожь, овёс, просо, горох). Огороды огромные, улицы редкие. Сажали картошку, капусту, морковь, лук, чеснок, сеяли там же коноплю. Строили овины для сушки хлеба. Тогда никакой техники не было, только серп, коса и соха. Тягловая сила – лошади. Так как не платили никакие налоги, то, если работали хорошо, жили зажиточно. Трудились не покладая рук, никогда не голодали. Белый хлеб из крупчатки был только на большие праздники, ели в основном чёрный . Утром – затирку (мука с водой) или галушки, в обед – борщ и пшенная каша, на ужин – галушки. Чай никогда не пили. Молоко, квас. Вышла замуж за белоруса, его семья в 1929 году переселилась из Гомельской области. Белорусы ели так: утром картошка белая (чищеная) или чёрная (в мундирах), сковородку сала выжарят, сколько человек в семье, столько кусочков сала. В обед борщ и каша. В деревне ухаживали за лесом, чистили его. Самые хорошие брёвна берегли и построили деревянный дом. Окна большие, стеклянные. Пол деревянный, покрашенный. Занавески. Тепло. Дети спали на полу, родители – на топчане, бабушка – на печи. Обуви не было, ходили босиком, пока валенки не оденем. Сначала катали мне: я старше всех, нянька. Потом мои валенки отдавали сестрёнке. Валенки были у всех. Летом женщины ходили босиком. Шевелёвку переименовали в Константиновку, когда построили церковь. В школу ходили только мальчики и девочки, у которых были способности. Детей у мамы было 9 человек. Сначала купили швейную машинку «Зингер», потом – сенокосилку, сноповязалку, железные грабли, железный плуг. В 1926 году перешли в новый дом. На селе появился комсомол. Открыли в нашем доме ликбез. По вечерам собирались и учились. Вёл ликбез сосед-комсомолец. Учили азбуку. Вместо доски взяли противень, дырки сделали и повесили на крючки. Я сидела и всё запоминала и таким образом училась. Меня не посылали в школу, считали грамотной. В школу пошла, когда было 10 лет, уже на Кубани, когда начались в 1929-30-х годах колхозы. У нас было уже большое хозяйство. Колхозы начали распадаться, стали раскулачивать. У нас не было наёмного труда, поэтому не раскулачили. Наши решили всё же от греха подальше уехать на Кубань. На Кубани жилось тяжело, работали в совхозе с утра до ночи. Там решили вырастить сад-гигант. В станице было 12 совхозов. На Кубани стала ходить в школу. Советская власть заботилась об образовании - все дети должны учиться. Десятый класс окончила, мне было 20 лет. 
- А учителем стали по призванию?
Не думала, что стану учителем. Старшая в семье, нянька. Поехала в Краснодар и поступила в химико – технологический институт жировой промышленности. Из 10 человек поступила только я одна. Проучилась семестр, ввели платное обучение, надо было платить 300 рублей в год. В совхозе никогда денег не платили, писали трудодни. Мне очень хотелось учиться. Я просила дедушку, чтобы он позволил мне учиться. Дедушка говорил: «Пока я жив, ты будешь учиться». Много читала, любила историю, русский язык. Жила только на стипендию. Пришлось оставить институт. Приехала домой. В Сибирь уезжал мамин двоюродный брат, попросилась с ним. Дали мне в дорогу 2 булки хлеба, насыпали в фанерный чемоданчик сухофруктов в подарок родственникам и 26 ноября 1940 года приехала в свою деревню Константиновку. Дали мне 4 класс. Повезло мне с учительницей Валей Быковой. Мы вместе жили, готовились к урокам, она помогала мне и советом, и делом. 15 учеников. Учились в III смену. Доска. Лампа 11-линейная. Книг не было. В конце обязательно делали урок пения. Пели песни. Ребята очень любили. Характер у меня терпеливый, никогда не разбрасывалась словами пустыми. Началась война. В школе было 8 мужчин, всех забрали на фронт. Остались одни девчата. В 1944 году нас отправили в Татарск для учёбы, чтобы мы сдали экстерном экзамены за педучилище. Через месяц получила звание учителя начальных классов. Сдала экзамены отлично. Моя сестра Тамара работала в годы войны журналистом, её мужа перевели в Новокузнецк, она работала заместителем редактора газеты «Сталинский путь». Приехала к ней, стала учиться в институте. После его окончания проработала в Кузедеево 15 лет, с 1946 – 1961 год. И здесь в Казе – с 1961 – 1980 год.  
- Вы работали с основания школы. Что Вам особенно запомнилось? 
Директор А.А.Чернов знал меня по Кузедеево, дал мне самый «отъявленный» 5 класс. Там учились ребята, шалуны безмерные. Справлялась сама с ними. За всю жизнь не пожаловалась директору ни на одного ученика. Поговорю с родителями, с самим учеником. Интересный случай. В кабинете тихо. Пишут сочинение. В дверь кто-то скребётся.
- Что случилось?
- Мне только на Вас посмотреть. Это Шабалин Вася. А полюбил за то, что никогда не сидела в учительской, всегда с ребятами. Однажды он порвал штаны. Как пойдёт домой? Я ему говорю:
- Сиди спокойно, урок начнётся, пойдёшь, никто не увидит.
Был у меня ученик Алёша, отец забрал его у матери силой. Приходит ко мне домой заплаканный. Он нянька. Двое детей родилось в новой семье. А мачеха его недолюбливала.
- Вера Ивановна, что если я убегу из дома? Очень хочу к маме. Взяла карту, показала, где Владивосток, где мы, убедила его, что лучше этого не делать. Он со мной согласился.
Молодые учителя ко мне тянулись. Всегда помогала им, чем могла. В.И.Глухову никогда не забуду. Она сидела у меня на уроке истории и расплакалась: «Я никогда так не смогу провести урок».
- Вы счастливый человек?
Я счастливый человек. Меня любили ученики. Пережила много горя, голодомор. Хотела учиться, чтобы заработать свой кусок хлеба. Выучилась. Как-то меня спросили, почему я не заслуженная… Нужно было готовить много документов, мне было некогда этим заниматься
- Ваше жизненное кредо?
Надеяться только на себя. Про советскую власть много говорят негативного… Но было много и позитива. Мне непонятно, что значит платить деньги за образование. Я хорошо училась , мне давали паёк, у меня была повышенная стипендия, карточки давали, отоваривали премию. Отрез сукна я продала и купила себе туфли. Мне никогда не хотелось быть начальником. Я знала своё дело.
- А одежда важна для учителя?
 Одежда – приложение к диплому. Приезжала комиссия, сидела на уроке. Завуч Валентина Семёновна что-то пишет и пишет на задней парте. Стали разбирать урок. Все выступают, одна она молчит. Я её спрашиваю:
- Почему Вы молчите? Вы больше всех писали.
- Я ваш костюм рисовала, Вера Ивановна. Вы ко мне на урок никогда не приходите.
До сих пор не знаю, почему она так сказала.
- Самое заветное желание юности?
Галеты появились. Окончу институт, получу образование, куплю целый килограмм галет и съем.
- Внимания не хватает?
Вниманием я не обделена. Всегда рядом дочь Оля. Соседи приходят, советуются, вот подследники мне связали. Телевизор смотрю, газеты читаю, кроссворды разгадываю.
Неожиданно задаёт мне загадку: «Живут 3 матери, 3 дочери, 2 внучки и 1 правнучка. Сколько человек живёт?» Это 4 поколения семьи Стукановых: Вера Ивановна, Ольга Ивановна, Нина Владимировна, Алёна Дмитриевна. Алёна учится в Сельскохозяйственной академии на 2 курсе, получает стипендию. Нина работает в Норильске в колледже методистом, Ольга Ивановна тоже пошла по стопам матери, работает завучем в ЦРТДЮ. Сын Виктор живет в Казе, уже на пенсии, часто приходит, внук. Не забывают. Соберутся все 14 января за праздничным столом . Будет о чём поговорить. 
Вера Ивановна с гордостью показывает мне свою уникальную библиотеку, уютную квартиру. «Это всё заслуга дочери»,- говорит она с любовью. Труд Веры Ивановны отмечен семью наградами. Среди них «Медаль за трудовую доблесть» (1946 г.)
Вот такой интересный разговор получился у меня с Верой Ивановной. Человек не вечен, но вечны дела его. Важно, чтобы он что-то оставил после себя значимое. Вера Ивановна - пример для нас во всём: и в работе, и в жизни. От всего сердца поздравляем Вас с юбилеем. Желаем Вам здоровья, пусть в Вашем доме всегда царят радость и счастье.
  Л.Д.Найданова, руководитель школьного музея «Память» 

   

Ради этого стоит жить

   1 января 2011 г. исполняется 90 лет одной из старейших учительниц Казской средней школы № 24 Анастасии Митрофановне Корженевской.
Прихожу неожиданно. Встречает меня с улыбкой маленькая седая женщина. На вид её не дашь и восьмидесяти. Наверное, все учителя до самого преклонного возраста – дети.
В квартире – суета. Готовятся к привозу мягкой мебели. Внучка Алёна постаралась, чтобы у дедушки с бабушкой был новый диван и кресла. В комнате чисто, уютно и как-то легко дышится. Радуют глаз и весёлые обои, и модные шторы на окнах, и цветы.
Усаживаемся, и начинается рассказ о жизни трудной, но интересной. 
Есть люди, которые зарабатывают себе на хлеб просто трудом, а есть – счастливые, когда хлеб насущный добывается с радостью. Анастасия Митрофановна из таких. Работы не боялась, на работу и с работы с радостью. «Я работы не боюсь, не умею – научат», - как-то сказала она заведующему районо. 43 года проработала в школе, 17 из них – в однокомплектной. До сих пор поимённо помнит своих учеников, гордится ими, рассказывает о них с любовью. День Учителя для неё – основной праздник. Всегда ждёт учеников с поздравлениями. И ученикам общаться с ней – одно удовольствие. Сразу находят общий язык, как будто знают друг друга целую вечность.
Вот и сейчас с улыбкой вспоминает, как родная тётка после смерти отца решила отдать её в няньки – денег не было, чтобы жить, не то что учиться. А она, 15-летняя девчонка, взяла документы и пешком (35 км туда и 35 обратно) отправилась из Мундыбаша в Кузедеево, поступила в Горно-Шорское педагогическое училище и стала учиться. Шёл 1936 – 1937 год. Два года пролетели как один день. Учиться всегда любила. На 3-ем курсе вышло Постановление Министерства – отправить на работу лучших студентов. (Учителей тогда не хватало).И её как лучшую студентку прямо с 3-его курса послали учительствовать в Мундыбаш. Достался ей 1-ый класс. А ей всего-то 17 лет. Косички. Голубые бантики. Входит в класс, волнуется и слышит удивлённый возглас:
 - Ну и учительница – с бантиками! 
Был в её классе ученик – переросток (15 лет ему было). Вёл он себя не очень хорошо: пришлось поставить ему по поведению «посредственно». Он схватил сумку и изо всех сил бросил её в доску. Пришёл завуч, он ему пригрозил, что расправится и с ним. «Я плачу, вспоминает Анастасия Митрофановнв, - а завуч гладит меня по голове, плечам, рукам и успокаивает:
 - Не плачь, в жизни ещё и не такое случается. Надо уметь переносить трудности.
На следующий день этот ученик с матерью пришёл у меня просить прощения. А ещё через несколько дней он решил на мне жениться:
- Учительница наша сильно хорошая. Школу окончу, схожу в морфлот, а потом женюсь на ней, - говорил он своему другу Володе Хилаеву. 
В марте 1941 года вышла замуж. Пожили 3 с половиной месяца. Мужа забрали на фронт. Дочка Галя уже без него родилась. Пришла на него похоронка. И «жениха», юношу-переростка, забрали на фронт. Он тоже погиб.
В годы войны вела уроки без часов. В школе часов не было, нет и у меня.
- Как же вы ведёте уроки? – спрашивает меня инспектор.
- По материалу, - отвечаю, - как выдам материал, так и урок заканчиваю.
В школе не в чем было воду кипятить, поставила свой самовар, так потом и остался в школе.
Переводят меня в деревню Шиловка Кузедеевского района. 17 человек в 4 классе. Экзамены сдавали в Рябиновке в большой школе. Из 17 – 12 сдали. На следующий год снова 4-ый класс. Из 12 человек сдали все. Вызывают в районо. В приказе расписалась, а за что – не посмотрела. Оказывается, за медаль. Наградили меня медалью «За трудовую доблесть».
 А потом были письма родителей, чтобы оставили её в Шиловке как хорошую учительницу, сумевшую ученикам дать хорошие знания за такой короткий срок. В 1948 году вышла замуж за В.П.Корженевского. И вот уже живут вместе душа в душу 63 года. С 1962 года – в Казе. Родила 8 детей. В живых осталось – трое. Внуков – 9, правнуков – 11. 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz