Суббота, 18.05.2024, 22:48
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ №24

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Ваши любимые предметы:
Всего ответов: 1050
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Материалы

Понятие технологии в образовании
19.01.2011, 22:49
                                       Понятие технологии в образовании.
   Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».
   Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Толковый словарь
                          Мониторинг эффективности педагогической технологии.
   Понятие мониторинга образовательной деятельности.
Образовательный мониторинг – это систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов контингента обучающихся и сети организаций образования.
Педагогический мониторинг – система сбора, обработки, анализа, хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающий непрерывное отслеживание её состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.
Формы мониторинга:
- Анкета качества урока
- Тесты
- Контрольно
- измерительные материалы.
   КВАЛИМЕТРИЯ - наука о методах количественной оценки качества продукции.
Технология современного проектного обучения.      Самостоятельная работа .
Технология «портфолио»
Технология модульного обучения. Укрупненные дидактические единицы – УДЕ.
Технология развития критического мышления обучающихся.
Технология проведения учебных дискуссий. «Дебаты».
Информационно-коммуникационные образовательные технологии. Формирование информационной культуры учащегося и педагога.
Технология использования Интернет в образовательном процессе. Модель технологии образования в глобальной информационной сети (ТОГИС) В.В.Гузеева.
Технологии тестового контроля.

   Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.
* Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
* Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
* Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
   В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
                                              Метод проектов
   Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
 
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Системы действий преподавателя и учащихся.
   С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Раскроем сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося. Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе
 
Стадии Деятельность учителя  Деятельность учащегося
1. Разработка проектного задания    
1.1 Выбор темы проекта Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
  Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения
  Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися    Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1.2 Выделение подтем в темах проекта  Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора  Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую
  Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта
 Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем.
Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)
 1.3 Формирование творческих групп Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности   Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Преподаватель принимает участие в обсуждении  Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
  
 2. Разработка проекта
Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
 
3. Оформление результатов Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

  4. Презентация
Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.) Докладывают о результатах своей работы
    5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

   Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объемы.
Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.
   На наш взгляд, в образовательном учреждении должны быть разные учебные проекты. Думаем, что целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В образовательном учреждении в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2 - 3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно о быть достаточно много. Например, может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии.
   По истории проектное обучение может быть построено на идее создания альтернативных документов и т.п.
   Критериями оценки являются достижение и цели проекта, достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.
Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Ограничения в использовании технологии:
* низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;
* низкая мотивация учащихся к участию в проекте;
* недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
* нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
                                Литература
 http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html Современные психолого-педагогические технологии обучения
http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Где можно прочитать о педагогических технологиях
http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии
http://www.library.ru/help/guest.php?Search=TopicID%3D490 Педагогические технологии, педагогические технологии в общеобразовательной школе  http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm Образовательные технологии  http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article&dbid=ARTICLE_49111 Критичное состояние классно-предметно-урочного преподавания в современной сумме педагогических технологий. П.С.Лернер  http://stunix.uni.udm.ru/~collor/sem_htm/Pedt_t.shtml Педагогические технологии  http://eusi.narod.ru/lib/ped100/047.html Педагогические технологии и технология обучения
http://www.psylist.net/pedagogika/pedtex.htm Основные признаки педагогической технологии
http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
http://www.mgopu.ru/ininfo/r2_quality.htm Описание модели образовательной технологии и ее качественная оценка
Категория: Материалы | Добавил: Пинчук
Просмотров: 2760 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz