Среда, 06.11.2024, 05:27
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ №24

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Ваши любимые предметы:
Всего ответов: 1050
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Материалы

Обучение устной речи (из опыта работы)
25.03.2010, 10:30
                              Обучение устной речи ( из опыта работы) 
                                                                                 Учитель немецкого языка Швабауэр Л.Р.
  Устная речь в подлинном смысле этого слова предполагает автоматизированное, т. е. почти мгновенное использование языкового материала иностранного языка для выражения своих мыслей.
  Всегда помню, что обучение устной речи может быть эффективным лишь тогда, когда после упражнений в закреплении слов, форм и конструкций учащиеся выполняют специальные упражнения, направленные как на усвоение определённых речевых образцов, так и на выработку автоматизированного умения наполнять эти образцы новым лексическим содержанием.
  Очень важно, чтобы ученик приобрёл навык, т. е. автоматизированное умение наполнять заученные образцы разным лексическим содержанием. Это позволит ему не только воспроизводить в устной речи тот или иной речевой образец, но использовать и его варианты.
  В процессе выработки этого навыка достигается также автоматизация использования учащимися ранее усвоенных слов, грамматических форм и конструкций.
  Среди упражнений для формирования указанного выше навыка особое значение придаю работе с подстановочными таблицами.
  Работаю с такими таблицами на магнитной доске. Ценность подобного упражнения в том, что оно вырабатывает навык в использовании речевых образцов и их вариантов, пользуясь всем ранее изученным лексическим и грамматическим материалом.
  А для учителя ценность этой таблицы состоит в многоразовом её использовании. Причём для различных целей. Эффект подстановочные таблицы могут дать лишь при условии исключения возможности чисто механического выполнения упражнений, при котором неосознанно воспроизводятся формы и содержание высказываний.
  Поделюсь способами применения подстановочных упражнений. Целесообразность применения наглядности с целью повышения эффективности подстановочных упражнений вряд ли может у кого-либо вызвать возражения.
  Очень многое, а порой и главное в решении определённых проблем наглядности возлагается на учителя – на его усилия, энтузиазм и знания.
  Каким же образом проиллюстрировать поток совершенно однотипных (аналогичных) фраз почти на каждом уроке.
  При этом необходимо учесть и отразить в структуре наглядности как однотипность вариантов подстановки, так и определённым образом организованное их отличие, иначе говоря, проиллюстрировать одновременно и структуру и подстановочный знак.
  Совершенно очевидно, что нельзя столь большое количество однотипных вариантов структуры соотнести с сюжетом одной картины обычного настенного типа. С другой стороны, если пойти путём отдельного иллюстрирования каждого варианта подстановки, то потребуется слишком большое количество картин. Для решения этой проблемы использую приспособление с одновременной и параллельной демонстрацией двух изображений, которые определённым образом соотносятся в каждом отдельном случае. Это даёт возможность при помощи сравнительно небольшого количества изображений получать довольно много комбинаций – сопоставлений, которые могут рассматриваться как речевые ситуации и количественно соответствовать вариантности подстановок.
  Варианты подстановки при этом соотносятся с речевыми ситуациями, которые мы получаем на основе сопоставления двух сюжетов, один из которых обычно служит опорой для модели, а другой – подстановочным сигналом.
  Я попыталась создать такую систему наглядности, которая дала бы возможность многократно использовать не только отдельные иллюстрации, но и целые серии иллюстраций, при этом они могут меняться и дополнять свои функции, соотносясь в каждом отдельном случае с разными компонентами структурной схемы.
  Поделюсь структурой моего пособия устных подстановочных упражнений на наглядной основе. 
  Работаю с пособием (подстановочными таблицами) на магнитной доске.
  Это 4 вертикальных полотна картона, на которые наклеены полоски плотной бумаги. (ватмана, картона) шириной 1,5 см (по принципу разрезной азбуки). Количество «кармашков» может быть различным (3, 5, 6 …)
  В материал, который я использую для данного пособия, включаю:
(№1) список действующих лиц (личные местоимения – ich, du, er, sie, es, wir, ihr, sie) и иллюстративный материал (мальчик, девочка, дети, бабушка, папа, учитель, врач и т. д.);
(№2) наборы предметных картинок по темам «Одежда», «Учебные принадлежности», «Животные», «Классная комната», «Предметы мебели», «Средства передвижения» и т. д.;
(№3) набор картинок с изображением действий (прыгать, читать, рисовать и т. д.) и набор карточек с напечатанными глаголами;
(№4) набор карточек с напечатанными вспомогательными и модальными глаголами;
(№5) набор картьочек с напечатанными наречиями (быстро, хорошо, много, высоко, охотно и т. д.) и прилагательные (новый, красивый и т. д.);
(№6) набор карточек с напечатанными артиклями и предлогами.
  Возьмём к примеру схему:
Платье
Блуза
Юбка

Пальто

Брюки

(из набора №2)

 Связка

Глагола 

(из набора №4)

Практичный
Красивый
Новый
Голубой
Современный
(из набора №5)

 На этой таблице имеются две возможные серии подстановок. Эти серии можно представить в форме двух рядов изображений, демонстрируемых параллельно.
  В процессе выполнения упражнений сопоставляем первую картинку левой колонки с каждым словом правой колонки.
  Полученные таким образом ситуации могут быть выражены фразами: платье практичное, платье красивое и т. д.
  Предложенная схема даёт возможность (меняя изображения в левой колонке), повторить такой цикл 5 раз и таким образом проиллюстрировать модель в 25 вариантах.
  Одно из положительных свойств принципа комбинирования заключается в том, что сопоставление двух колонок можно использовать для отработки не одной, а нескольких структурных схем и их вариантов.
  Например, кроме указанных подстановок, можно в зависимости от актуальности того или иного грамматического мате- риала подставить разные сказуемые в прошедшем, будущем времени (для тренировочной работы, для иллюстрирования грамматических моделей).
  Например:
Er
(из набора №1)
 Ist
(из набора №4)
 Schnell
(из набора №5)
 Картинка с изображением бегущего мальчика
(из набора №3)

  «Разрезные азбуки» располагаю на магнитной доске в 3, 4 ряда вертикальных.
  Выполнение подобных упражнений требует от учащихся постоянного внимания как к содержанию речевого образца, так и к значению подстановочного знака.
  Вводя новую ЛЕ, оборот или речевой образец, я провожу параллельно работу над лексикой и грамматикой. Эти два вида работы часто бывает очень тесно связаны между собой и проходят в едином комплексе, так что их трудно разграничить.
  Добиваюсь, чтобы учащиеся правильно и грамотно употребляли новое слово или оборот в устной речи, чтобы новый лексический материал вошёл в активный словарный запас. Тщательная работа проводится по данным пособиям при введении и первичном закреплении предложений с глаголом «иметь»; с сильными глаголами «помогать», «давать» и т. д.; с модальными глаголами.
  Например:
Ich
(из набора № 1)
habe
(из набора №4)
ein
(из набора №6)
Heft
(из набора №2)



Er
(из набора №1)
will
(из набора №4)
 gut
(из набора №5)
 lernen
(из набора № 3)





  Управление глаголов
Ich
(из набора №1)
fahre
(из набора №2)
 mit
(из набора №6)
dem
der
den
(из набора №6)
 Вид транспорта
(из набора №2)


  Работа по этим пособиям проходит быстро, живо, интересно. Пользоваться ими можно не только при введении и первичном закреплении лексики, но и при её активизации и повторении, то есть при обучении устной речи.
  Существует и второй путь повышения эффективности устных подстановочных предложений.
  При этом требуется весьма продуманная речевая организация самих предложений. Речь идёт о принципе выборочности. Суть этого принципа состоит в том что учащиеся в процессе выполнения таких упражнений должны не только подствавлять предложенный знак, но и предварительно отобрать его из ряда подобных. В других упражнениях подобного типа учащиеся должны выбирать не подстановочный знак, а место подстановки – одно из двух одновременно открытых в модели.
  Выполнение подобных упражнений требует от учащихся постоянного внимания как к содержанию речевого образца, так и к значению подстановочного знака.
  Естественно применение принципа выборочности не является гарантией от механического выполнения подстановочных упражнений.
  Как и всякие другие, их можно выполнять и не понимая содержания высказываний. Но это обычно приводит к ошибкам, которые немедленно становятся явными. Таким образом принцип выборочности является как бы «ловушкой» для невнимательных ребят и мобилизует их внимание.
  Не трудно догадаться, что все 6 наборов карточек со словесными содержательными опорами и с изобразительными содержательными опорами могут быть использованы многократно на протяжении всех лет обучения языку для закрепления, для тренировки и автоматизации речевых образцов, лексических и грамматических материалов.
  Тем самым кропотливый труд учителя окупится.
  Эффективным средством рационального использования времени на уроке является цифровой код в работе с этими же подстановочными таблицами.
  Например, на магнитной доске размещается таблица
1. das Heft
2. die Karte
3. die Bucher
4. die Puppe
5. die Blumen
( из набора №2) 
6. liegt
7.stehen
8. hangt


(из набора №3) 

9. auf
10. in
11.an


(из на


12. dem
13. der



бора №6)
  
14. Wand
15. Tisch
16. Schrank
17. Sofa

(из набора №2)


  Учащимся даётся задание составить правильно по смыслу предложения ( на это отводится 1 минута).
  Затем на доске появляется дешифрат:
  1+ 6+9+12+15; 3+7+10+12+16;
2+8+11+13+14; 4+6+9+12+17;
  5+7+9+12+15.
  По нему учащиеся проверяют правильность выполнения задания работу, в которой активно участвует весь класс, тратится всего 2-3 минуты.
  Наглядность и участие самих учащихся в упражнениях – всё это в значительной степени обеспечивает успех учителю в обучении ребят трудным грамматическим структурам.
  Применение такого пособия чрезвычайно важно, ибо оно позволяет не специально, попутно, но систематически повторять грамматические формы.
  Необходимо заметить, что грамматические явления «привязаны» к материалу каждого урока.
  Это создаёт хорошие возможности для того, чтобы вплетать работу над грамматикой в ткань урока и сохранять его речевой характер, атмосферу общения.


Категория: Материалы | Добавил: Пинчук
Просмотров: 810 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz