Пятница, 10.05.2024, 05:37
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ №24

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Ваши любимые предметы:
Всего ответов: 1050
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Материалы

Неделя русского языка и литературы
14.11.2010, 20:41
Конкурс на лучшее владение русской речью «Русское слово»
Задания повышенной трудности
1.Калина в русских народных песнях – это популярный символ: а) любви б)юности в)осени г)ревности
2.Какая деловая бумага начинается с местоимения 1-го лица? а) приказ б)доверенность в)трудовой договор г)заявление
3.Какое из перечисленных качеств является положительным? а) недоверчивый б)неуживчивый в)незаурядный г)несдержанный
4.К какому слову этимологически восходит слово «солянка» а) соль б)соленья в)село г)сало
5.В каком ряду все эпитеты подходят к слову «уважение» а) огромное, необыкновенное, неизменное, мимолетное; б)томительное, искреннее, необычайное, наивное; в)бесконечное, красивое, горячее, внезапное; г)безграничное, всеобщее, громадное, заслуженное
6.В каком ряду все слова заимствованные? а) оценка, кофе, опекун, наместник, морж; б)пальто, зима, орден, орава, монета; в)монстр, кочан, монашка, немец. кержак; г)табуретка, стул, зал, котлета, пельмень
7.Соотнесите слово «мониторинг» с русским эквивалентом. а)преобразование б)представление в)описание г)наблюдение
8.Какое слово можно употребить для обозначения отрицательных изменений личности? а)девальвация б)деградация в)дезинтеграция г)депортация
9.Отметьте то слово, которое написано правильно а)прецедент б)инциндент в)прецендент г)инцендент
10.Отметьте неудачный выбор формы мн.ч существительного а)шоферы б)ректоры в)профессора г)слесаря
11.Какой из приведенных глаголов может употребляться в 1-м лице ед.ч.? а)дерзить б)бороздить в)шелестеть г)блестеть
12. Выберите правильный вариант формы числительного Председатель правления нашего садоводства был избран … а)двумя тысячами пятьюстами сорока семью голосами. б)две тысячью пятьсот сорок семь голосов. в)две тысячами пятистами сорок семью голосами. г)двумя тысячами пятьсот сорока семью голосов.
13.Выберите грамматически верный ответ а)Строительство этого объекта запланировано на двух тысячи шестой год. б)К пушкинскому юбилею двух тысяч девятого года готовятся уже сейчас. в)В двухтысячном году мы еще на что-то надеялись. г)Двух тысяча пятый год запомнился нам разрушительными катастрофами. 14.В каком ряду все числительные употреблены правильно? а) трое товарищей, двое сирот, четверо саней; б)четверо друзей, двое женщин, двое забияк; в)трое профессоров, четверо студентов, двое школьниц; г)четверо парней, двое плакс, трое подруг.
15.В каком варианте просьбы местоимение употреблено верно? а) Закройте кто-то форточку, пожалуйста! б) Ну закройте же кто-нибудь форточку! в)Кто-либо, закройте форточку! г)Кто-то из взрослых, закройте форточку!
16.В каком ряду все слова в форме мн.числа употреблены правильно? а) векселЯ, образА, шАрфы, шаферА; б)векторА, мИчманы, шнИцели, Якори; в)блАга, щУпальцы, цыгАне, срЕдства; г)блюдА, кренделЯ, хуторА, договОры
17.Где допущена ошибка в использовании прописной или строчной буквы? а) Санкт-Петербургский государственный университет. б)Феодосийская государственная картинная галерея имени И.К.Айвазовского. в)Московский государственный Педагогический университет. г)Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского. 18.Выражение из Библии «Отрясти прах с ног своих» означает: а) навсегда порвать с кем-то/чем-то; б)очиститься от грязной клеветы; в)освободиться от греха; г)расстаться с надеждой на лучшее
19.Какая из фраз является наиболее подходящей для завершения программы «Радио Россииа» а) Наша передача дошла до своего финиша. б) Программа неуклонно приближается к своему завершению. в)Наша передача подошла к концу. г)Программа подошла к своему финальному завершению.
20.Отметьте то сл/соч значение которого может быть выяснено только из контекста: а) расписание занятий; б)ожидание чуда; в)ожидание ребенка; г)обсуждение проблемы 21.В каком сл/соч содержится грамматическая ошибка? а) воодушевлять к написанию гимна; б)вдохновлять на новые открытия; в)способствовать выздоровлению; г)привлечь к работе над проектом
22.Отметьте верный вариант: а)Нас убеждали о том, …; б)Доказательство о том, что…; в)Сообщалось о том, что…; г)Нам внушают о том, что…
23.Найдите предложение с ошибкой. а) Туристы поражались высоте небоскреба. б)Участники игры составили и обменялись шутливыми посланиями. в)Лаборанту был представлен отпуск для сдачи экзаменов. г)Ректор отметил юбиляра почетной грамотой.
24.Отметьте верное употребление деепричастного оборота: а) Читая Гоголя, мне запомнился отрывок про птицу-тройку. б)Перед нами теория Раскольникова, в долгих муках рождавшаяся в его сознании, находя аргументы в окружающей жизни. в)Стоя на набережной Невы, мы не раз вглядывались в эту прекрасную панораму. г)Пресытившись жизнью, на него нападает хандра.
25.Какое из предложений не нуждается в стилистической правке? а) Эти сорта пшеницы наиболее урожайные и интенсивные в росте. б)Россия должна посмотреть в будущее с тем, чтобы чувствовать себя демократической страной. в) Императорское Русское географическое общество внесло весомый вклад в изучение странВостока. г) Для обнаружения движения в космосе можно допустить, что перемещения звезд беспорядочные, хаотичные.
 
                      ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
   Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.
 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ
1. Игра «Переводчик».
 Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами? 1. Доктор прописал пациенту инъекции.2. Разъяренная вьюга замела тропинки. 3.Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.  Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими? 1.При проверке было выявлено немало дефектов. 2.Он пишет мемуары.3. Ваши аргументы убедительны.4. Все работали с энтузиазмом.5. Мы гордимся нашим голкипером.6. В газете появилась информация о футбольном матче.7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.  Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими: 1.Горят румянцем свежие ланиты. 2.Старец нахмурил чело.3.Построен град великий над Невой.
2. Игра «Следствие ведут знатоки».
Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения. 1.Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры. 2.Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы. 3. - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич. - Что с ним? - Инфильтрат в левом легком под ключицей. - А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше? - Пятьдесят два, Роман Борисович. - Назначьте его на консультацию к Зацепиной.
3. «Найди слово по его приметам».
Это глагол: его синоним – промчался. Я шел зимою вдоль болота В галошах, в шляпе и в очках. Вдруг по реке пронесся кто-то На металлических крючках. (Д. Хармс)
4. Игра «Соколиный глаз».
 Кто найдет в тексте больше уста­ревших слов? Снился Святославу смутный сон В стольном граде в тереме высоком. И, собрав бояр, поведал он, Что узрел во мраке вещим оком. (Н. Рыленков)  Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значе­нии? Хороший Ветер. Я проснулся поутру. Пляшет Солнце на ветру. Веселятся все поля без меня. И резвятся тополя без меня. И смеется вся земля, И шмели снуют, звеня. Все на свете без меня, без меня! И я тогда вскочил, Башмаки скорей схватил. Мне Ветер, Ветер, Ветер Сказал, куда идти. И мой хороший Ветер Играл со мной в пути. (Э. Мошковская)
5. Игра «Аукцион».
Так же, как и при проведении настоящего аукциона, по­беждает в соревновании тот, кто наз­вал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синони­мов к слову горячий (чай), то победи­телем оказывается тот, кто заканчи­вает перечисление синонимов, назовет последний из них. Игру можно прово­дить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам: передвигаться, ска­зал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др. При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать уста­ревшие слова по одной из предло­женных тем: 1) одежда, обувь, 2) ору­жие, 3) средства передвижения, 4) ме­бель, 5) слова, ушедшие «в отставку» после революции и др. Работая над неологизмами, дети могут соревноваться в подборе нео­логизмов, рожденных 1) в годы граж­данской войны, 2) в эпоху освое­ния космоса, 3) отражающих достиже­ния науки и техники и др. Закреплению темы «Профессиональ­ная лексика» поможет задание подо­брать профессиональные слова, исполь­зуемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).
6. Игра «Перевертыш».
 Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении. Железный гвоздь, румяная девочка, глу­хая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная што­ра, стальная балка.  Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел пе­реносное значение. Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит.  Замени в словосочетание зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и втором словосочетаниях стали омонимами. Гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, хлебный ток, ржавый ключ, барабанная дробь, электрический разряд, песчаная коса.  Замени в каждой паре слов сино­ним — антонимом, а антоним — синонимом. | Грусть, тоска (радость). Мрак, темнота (свет). Близко, рядом (далеко). Храбрец, смельчак (трус). Похвала, порицание (одоб­рение). Жара, холод (зной). Ложь, вымысел (правда). Работать, трудиться (бездельни­чать).
7. Игра «Эрудит»
не только активи­зирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.  Угадай слово по толкованию его лексического значения. 1) Сосуд особого устройства, предохра­няющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.) 2) На­чальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.) 3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.) 4) Красная строка, отступ в начале стро­ки. (Абзац.) 5) Устройство, которое обес­печивает дыхание человека под водой. (Акваланг.) 6) Тот, кто любит свое отече­ство, предан своему народу, Родине. (Патриот.) 7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)  Объясни разницу в значении слов: адресат — адресант, дипломат — дипло­мант, описка — отписка, сытый — сытный, поступок — проступок, опечатка — отпеча­ток, поглотить — проглотить.  К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском язы­ке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни. Персты (наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика — головной убор (ки­читься), коло — круг, окружность (около, кольцо, кольчуга, околица, колесо), чаять — ожидать (нечаянный), тщание — старание (тщательный).  Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове? Школьникам могут быть предложены такие, например, слова: труд, друг, сме­лость, Родина, мир, знание, скром­ность и др. Кроме сведений по лекси­ческому разбору, учащимся предлага­ется привести примеры пословиц, афо­ризмов, цитат из известных им сти­хотворений, в составе которых име­лось бы данное слово.
8. Игра «Корректор».
 Найди ошибку в выборе слова. 1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли. 2) В конструкции есть отрицательные и положи­тельные дефекты. 3) Из передовой бри­гады он перешел в отсталую. 4) В центре города построен памятник герою.  Кто быстрее и точнее отредакти­рует заметки? 1) В первой четверти работа нашего отряда шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования. 2) Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много гово­рил о его жизни, а потом стал гово­рить о созданных ученым гибридах.  Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина. 1) Западня — квартира с окнами на запад. 2) Гривенник — юноша с модной гривой. 3) Маховик — регулировщик на перекрестке. 4) Застрельщик — браконьер.  Найди лишнее слово. 1).Петя ушиб колено ноги. 2) Робин­зоны ослабли от недоедания пищи. 3) Соб­рание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и раз­валины. 5) Путь кораблю преградил ледя­ной айсберг. 6) Он написал свою авто­биографию.
 9. Игра «Бумеранг» воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и «возвратить» его учителю.  Найди синоним. Простой человек (бесхитростный), про­стая задача (легкая), простая истина (про­писная); беспокойный человек (неугомон­ный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).  Найди антоним. Близкий берег (далекий), близкий чело­век (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий ко­лодец (мелкий), глубокие знания (поверх­ностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).  Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представ­ление о предмете. Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т. д.); трава зеленая (бар­хатная, молодая, нежная, ласковая, молча­ливая и др.); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, беше­ная и др.); туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный и др.); сорока пестрая (болтливая, суетливая, бой­кая, хитрая и др.); осина тонкая (тре­петная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.).
10. Игра «Шеренга». Расставь синонимы в порядке возраста­ния признака. Свирепый, жесткий, лютый, безжало­стный, бессердечный, злой (враг). Оскорбительный, обидный, резкий, гру­бый, бестактный (поступок).
Категория: Материалы | Добавил: Пинчук
Просмотров: 3722 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz