Народная культура на уроках географии.
В воспитании необходимо принимать во
внимание условия места и времени в
котором родился человек или предстоит
ему жить,… в особенности культуры страны
являющейся родиной ученика.
Дистервег.
Во всеобщей декларации прав человека говориться о том, что образование должно проводить идею взаимопонимания, терпимости и дружбы между всеми народами, расовыми и религиозными группами.
Земля – наш дом. В разнообразных квартирах этого дома хранится много ценностей, которые можно и важно передать по наследству потомкам. и у нынешних хозяев дома две заботы: первая – отыскать, сберечь и передать наследство, вторая – подготовить разумных наследников. А главной движущей силой создания нового человека с интеллектуальным и духовным началом является образование.
В настоящее время география ищет выход в поисках утраченной духовности, возвращается к изначальным общечеловеческим ценностям, в ее содержании находят отражение и научные знания о Земле, и представления, выраженные средствами искусства, морали, религии. У школьника формируется представление о Земле, как объекте реального мира, и представление о том, как этот реальный мир отражен людьми через их культуру. Поэтому она все больше внимания уделяет этнографической составляющей.
Этнографические знания включают сведения о народах мира, своей страны, родного края, об их материальной и духовной культуре. Структура этнографических знаний отражена в схеме 1.
Введение этнографии в учебный процесс оправдывается задачами школы. Она открывает огромный простор для самодеятельности и творчества школьников. Характеризуется конкретностью, предметностью, вызывает у учащихся повышенный интерес и способствует более легкому и прочному усвоению ее основ. Об образовательном и воспитательном значении этнографии Гёте писал: «Ненавидеть и презирать непохожее и чужое – это природа; помнить и уважать – образование». Задача учителя заключается в том, чтобы непросто заинтересовать обучающихся изучением народных традиций или обрядов, а чтобы они видели для себя пользу и интерес такого изучения, чтобы они с любовью подходили к народной жизни, почувствовали красоту народной музыки, богатство речи, работу созидательной мысли в устройстве жилищ, ориентировались в многообразии культурных миров. При этом развиваются творческие способности и личностные отношения к тем или иным изучаемым вопросам. Сущностную модель культурологического принципа в школьной географии представляет схема 2.
С педагогической точки зрения важно, что предлагаемая модель отражает созидания знаний, а не их получения в готовом виде. К сожалению, культурологии, в том числе этнографии, в наши дни не уделяется должного внимания. А для нашего многонационального государства межнациональные отношения приобретают особый смысл в связи с возникновением очагов напряженности на межнациональной и религиозной основе.
Схема 1.
Этнографические знания
КОМПОНЕНТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
1. ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ЖИЛИЩА 2. ПИЩА 3. ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ 4. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ УТВАРЬ 5. ТРАНСПОРТ 6. СВЯЗЬ
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ |
КОМПОНЕНТЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 1. ЯЗЫК 2. РЕЛИГИЯ 3. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО 4. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ (ОБЫЧАИ,
ОБРЯДЫ, УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО) 5. НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
|
Схема 2.
ВРЕМЯ И УСЛОВИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
КУЛЬТУРЫ
|
СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ
|
ОЦЕНКА МЕСТА И РОЛИ ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
|
|