Учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24» п. Каз Макеева Л.Н. Цель урока: • Систематизировать, упрочить и углубить знания и навыки учащихся по данной теме; • Воспитывать у учащихся внимание, наблюдательность, расширить кругозор; • Развивать познавательные способности. План урока: 1.Устный опрос по теории: (слайды с 1 по 8 ) А)Сформулируйте определение степени с натуральным показателем. Б)представьте произведение в виде степени: (-5)(-5)(-5)(-5)(-5) В)Назовите основание и показатель степени. Г)Сформулируйте основное свойство степени. Д)Сформулируйте правило умножения степеней с одинаковыми основаниями. Е) Сформулируйте правило деления степеней с одинаковыми основаниями. Ж) сформулируйте правило возведения степени в степень. 2.считаем устно: А) вычислите: Б)Упростите: B)Сравните:
Д)Представьте в виде степени с основанием 4 1; 4; 16; 256 Е)Какие числа нужно возвести в квадрат, чтобы получить 121; Ж) какие числа нужно возвести в куб, чтобы получить : -8; 64; 125; И) Известно, что чему равно n? Во время устного опроса трое работают по карточкам Степень с натуральным показателем. 1-вариант 2-вариант 1.Представьте в виде степени основанием 5: -25*125 А) (-5)5 б)-52 в)55 г) 1.Представьте в виде степени основанием 3: 9*(-27) А) (-3)5 б)-35 в)93 г) 2. При каком натуральном m верно равенство: Х16*х2*хm=х32 А) 14 б)0 в) ни при каком г) 2. При каком натуральном m верно равенство: Х8*х4*хm=х11 А) 1 б)0 в) ни при каком г) 3.Упростите выражение: А) х24 б) х16 в) х4 г) 3.Упростите выражение: А) б) х5 в) 1 г)
4.Найдите значение выражения 81х5с0 при х= , с=7. А) б) в)3 г) 4.Найдите значение выражения 24х4с0 при х= , с=5. А)3,75 б) 0,75 в)1,5 г) 5.Решите уравнение: х6*х4:х8=25 А) 5 и -5 б)25 в) 5 г) 5.Решите уравнение: (х3)4:х11=3 А) -3 б)3 в) 6 г)
2. В классе: 1. Представьте произведение в виде степени: 17•17•17. 2. Упростите выражение, используя запись произведения в виде степени: b • b • b • b • b. 3.Вычислите: -7 • (-2)3. 4. Представьте число 6370000 в стандартном виде.
5. Вычислите:
6. Вычислите: 7. Выполните действие: a • 3ab. 8. Представьте одночлен 4а2 в виде квадрата другого одночлена. 9. Найдите площадь квадрата со стороной 0,5а. 10. Выполните умножение: 2(х2 - 7х + 3).
3. Немного истории. (материал на DVD диске) У древних вавилонян, египтян и китайцев имелись некоторые отдельные знаки-иероглифы для немногих математических понятий. Однако лишь в «Арифметике» Диофанта(3в) встречаются зачатки алгебраической буквенной символики.
Не любое число Диофант обозначал буквой, а только неизвестное и его степени. Неизвестное, названное «аритмос» (число), обозначалось s2, игравшим роль нашего «х». Особые обозначения имели вторая степень неизвестного, названная «динамос», т.е. «сила», третья степень «кубос», четвертая- «динамо-динамис», пятая -«динамо-кубос», шестая -«кубо-кубос» Подобно Диофанту европейские математики 16 века вторую степень неизвестного называли «сила», а также «квадрат» (Quadratus), третью степень- «куб» (Cubus). Виет применял сокращения: N для первой степени, Q-для второй, C-для третьей, QQ-для четвертой степени и т.д. например: 1C-8Q+16N aequatur 40 означает в сокращении х3-8х2+16х=40. М.Штифель писал ААА вместо А3; английский математик начала 17 века Т.Гарриот писал аааа вместо а4. Англичанин Оутред писал в 1531 году и т.д. Современная запись,роде Х4, х5 была введена Декартом. Физминутка «зажигай!» слайд 9 4.Самостоятельная работа. А-1 А-2 Б-1 Б-2 В-1 В-2 1.Вычислите: А)52-32 Б)(3-6)2 В)23-32 1.Вычислите: А)62:4 Б)(-10+7)2 В)(-2)2-15 1.Вычислите: А)6*23+42 Б)204*0,54 В) 1.Вычислите: А)52-3*23 Б)0,122*1002 В) 1.Вычислите: А)0,253*43 Б)0,1256*88 В) 1.Вычислите: А)0,53*23 Б)0,256*48 В)
2.Упростите: А)х6:х2 Б)а12* а4 В)(а3)5 2.Упростите: А)х8:х6 Б)а7* а5 В)(а2)3 2.Упростите: А)а6*а5:а8 Б)(х7)3 В)(-3х)4 2.Упростите: А)а15:а13*а3 Б)(х4)5 В)(-4х)2 2.Упростите: А)(х2)3*(х4)2 Б)((х3)2)7 В)(х2*х5)3:х20 2.Упростите: А)(х3х3)3:х17 Б)((х5)2)4 В)(х5)3:х14
5.Итог урока. (слайд №10,11) Степенью числа а с натуральным показателем n, n>1 называется произведение n множителей, каждый из которых равен а. а а а а а а а а а а =аn Повторяющийся множитель а, называют основанием степени, а число n , которое показывает сколько раз берется множитель, называют показателем степени. Нахождение значения степени называется возведением в степень Любое число в первой степени равно самому себе. Любое число в нулевой степени равно не имеет смысла!
6.Задание на дом.
|