МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РАЗБУДИТЬ ДОБРОТУ
Мы живем в суровом жестоком мире, где нам и нашим детям не хватает милосердия. Милосердие – это милость сердца, мягкость сострадание, нежность, любовь к людям. Милосердие – это не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь, людям, которые действуют первыми, и которые вдохновляют на эти действия остальных. Способность сострадать и сопереживать – это признак духовной зрелости личности. Собственная обида и боль проще, чем чужие. Свои обида и боль выльются в слезы, а чужие требуют от человека с совестью деятельности, стремления помочь… Ведь человек тем и отличается, что он, имея сердце и душу, умеет жалеть и сопереживать. Милость сердца – понятие вечное. Но в наше время, время становления новой психологии у молодого поколения, это чувство подзабыто. Порой мы не справедливы к своим детям, детям которых учим и воспитываем. И дети чувствуют это. Еще и к этому может прибавиться несправедливость со стороны родителей. И страдает детская душа, ищет выхода и находит в жестокости по отношению ко всем, особенно к своим сверстникам. Да еще телевидение и печать вносят свой вклад. С экранов телевизоров постоянно льется насилие в самых разных формах. И что же остается ребенку? Он идет на улицу, чтобы что-то сломать, испортить, нахамить в отместку за свою непонятость. И здесь-то чуткость учителя должна сыграть определенную роль. Учитель должен чувствовать настроение ребенка, обращаться с ним как с равным, понимать его и помогать: «Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живет в нас состраданье, Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть нашей жизни оправданье». (А. Дементьев.) Ребенок должен понять, что жить среди людей и быть счастливым можно только тогда, когда будешь делать добро, пытаться всегда помогать людям без ожидания благодарности. Способность к сопереживанию жизни других людей, деловая готовность прийти на помощь, беспредельная доброта, обостренная совесть – вот те качества, которые отличают русского человека, которые мы, учителя, должны воспитывать в наших детях каждый день, каждый час, каждую минуту: и тогда доброту разбудим, исцелим добром. И тогда мир вновь расцветет прежней красотой, засверкает всеми своими гранями, и каждый обыкновенный человек увидит, что кругом живут необыкновенно добрые, любящие, красивые люди, а дети – наши и проносящиеся мимо нас – удивительно красивы, все, до единого.
В.И. Подосинникова школа № 24, поселок Каз
|