Воскресенье, 05.05.2024, 10:33
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ №24

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Ваши любимые предметы:
Всего ответов: 1050
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Материалы

Дискуссионная беседа "Почему в нашем обществе имеет место жестокость и насилие"
11.10.2010, 20:46
Дискуссионная беседа «Почему в нашем обществе имеет место жестокость и насилие?»
Цель: обсуждение жестокости и насилия детей.
                                                             Тот, кто не имеет сострадания, жесток.
                                                                                         (Мандевиль)
Вступительное слово учителя.
Даю определение понятия «насилие»:
    Насилие – форма принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определённых выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства.

    Ненасилие – это идеологический, жизненный, этический принцип, в основе которого лежит призвание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных конфликтов.
Какие виды насилия вы знаете?

- психологическое насилие (манипулирование, обвинения, формирование чувства вины, моральное давление и пр.) 
- эмоциональное (оскорбления, грубая брань) -
- вербальное (словесное) -
- экономический контроль, угроза лишения материальной поддержки
- физическое (побои, издевательства)
- уничтожение, повреждение имущества
- сексуальное насилие (принуждение)
- изнасилование

   Далее делаю обзорный анализ анкет, из которых становится видно, насколько актуальна проблема насилия.

Анкетирование детей.
Как вы считаете, присущи ли вам следующие черты:
- неуверенность в себе
- низкий уровень самооценки (считаете себя слабее, глупее и несчастнее многих)
- высокая потребность в тёплых связях с окружающими, потребность в понимании и поддержке (любите ли ласку)
- трудность волевых усилий в принятии решений (насколько легко и решительно принимаете самостоятельные решения)
 - снижение уровня активности и оптимизма в ситуации затруднения (при неудачах быстро сникаете, опускаете руки)
- склонность к самобичеванию, преувеличению собственной вины (часто обвиняете себя за ошибки, придумываете поводы для самообвинения
- недостаточная общительность, инфантильность и незрелость личности (если на большую часть вопросов вы дали отрицательный ответ, то у вас есть все шансы успешно выйти из различных проблемных ситуаций, если больше положительных ответов, вы рискуете столкнуться с неприятными сюрпризами)

И. П. Павлов, великий русский физиолог, говорил: «Жестокость унижает достоинство человека». Согласны ли вы с этим? Раскройте смысл этого заявления, приведите примеры, подтверждающие ваши суждения.

Дайте определение понятию «жестокость».
Подберите слова с противоположным значением.
Жестокость - безжалостность, беспощадность, бесчеловечность.
Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости. (Гельвеций)
Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца. (Ариосто)
Жестокость всегда проистекает от бессердечности и слабости. (Сенека)
Жестокость порождает разлад внутри человека и желание властвовать.
Это к нам относятся слова апостола Павла: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». Вы скажете - время такое жестокое, но таким жестоким это время сделали сами же люди. Может ли человек совершать жестокие поступки просто от невнимательности, от того, что не подумал, не предугадал, чем может обернуться его поступок

Послушайте рассказ «Змейка» и ответьте на поставленные вопросы.

Змейка
Мальчик ловил рыбу в небольшом пруду недалеко от дома. День был жаркий, и рыба не клевала. Поудив несколько часов, он увидел в траве маленькую змейку. Мальчик не боялся змей, поэтому взял её в руки и быстро засунул её в стеклянную банку с плотно завинчивающейся крышкой. Перочинным ножиком он вырезал в крышке небольшую дырочку для воздуха. Вечером после рыбалки мальчик понёс домой пойманную рыбу и змейку в банке. Около дома ему повстречались приятели, и вскоре, забыв о змейке, он убежал с ними играть. Банка осталась стоять во дворе. Через неделю мальчик наткнулся на неё: змейка была почти высохшей, задыхающейся и полуживой.

1. Можно ли поступок мальчика назвать жестоким? Почему?
2. Случалось ли вам проявлять в жизни жестокость? Что вы при этом чувствовали?
3. Можно ли человеку помочь избавиться от жестокости? Как?
Расскажите новую версию этого рассказа, представив себя в группе персонажей.
Покажите, как ваше присутствие изменило бы ситуацию?

Бессердечие, жестокость по отношению к людям не позволяют человеку занять желаемое место, стать тем, кем он хочет.

Согласны ли вы с этими суждениями ? В чём их жизненность и правдивость? «Око за око, зуб за зуб» - принцип первобытной справедливости. «Если ударили тебя по одной щеке, подставь другую» - нравственная заповедь.

 Разрешите ситуации с каждой из двух точек зрения.
Ситуации 1. У вас украли кроссовки.
              2. Соседка незаслуженно оскорбила вас.
              3. Другу досталось то, что принадлежало вам.

   Поразмышляйте над такой ситуацией» «Мы её не били … « В 9 классе чрезвычайное происшествие. Валя пришла в школу в очках! Первым это увидел Коля Фролов и побежал к своему дружку Вите Чужакову. Через несколько минут весь класс был в курсе дела, и, когда вошла Валя, второгодник Малышев подошёл к ней с проволочными очками на кончике носа: - Ну что? Может поменяемся? Мои заграничные! По классу пронеслась волна смеха. Валя покраснела и тихо села на своё место. На уроке географии Вале передали записку: «Убедительно прошу отдать мне очки. Не отдашь – будет хуже! Малышев». Внизу был нарисован кулак. Валя разорвала записку и посмотрела на ребят. Многие прятали ехидные улыбки. Тихонько и хихикала и подруга Вали Катя Петренко. Прозвенел звонок. В коридоре Валя услышала: - смотри! Вот та, очкастая. - Эй, ты! Четырёхглазая! Валя зашла в тёмный угол и всю перемену простояла там. А когда вошла в класс, вздрогнула. На доске была нарисована девочка с огромными, как велосипедные колёса, очками на носу. Очки были нарисованы и на обложке Валиной «Физики», и в каждой её тетради. Валя растерянно посмотрела на ребят. Мальчишки строили её рожи, а девочки фыркали в кулаки. Валя побежала из класса. _ Эй, смотри не потеряй бинокли! – услышала она. После уроков в классе был диспут на тему: «Кем я хочу быть?» Многие говорили, что станут космонавтами, лётчиками-испытателями, учителями, водолазами … В классе было шумно … Наконец Встал Миша Гришин и спросил: - За что вы обидели сегодня Валю? В классе стало тихо. - А что? Посмеяться нельзя? – донёсся до меня голос Малышева. - Мы её не били, - добавил Фролов.

Вопросы:
1. Как вы думаете, смогут ли ребята из Валиного класса стать космонавтами, лётчиками – испытателями, водолазами? Почему?
2. Можно ли сказать, что ребята не били Валю? Почему?
3. Какие черты вы можете отметить в поведении одноклассников по отношению к Вале7 (Какие качества проявились в их поступках?)
4. Какой оценки заслуживают действия одноклассников?
5. Как по-вашему, что является причиной такого поведения одноклассников?
6. Кто заслуживает слов «жестокий», «бездушный»?
7. Каким кажется вам этот классный коллектив? Как вы думаете: откуда появляется у людей жестокость к другим? Где искать истоки этих отвратительных качеств?

   Ребята, выскажете своё мнение по поводу следующих ситуаций: «Одноклассники знали Валерия как физически сильного юношу, которому многие подчинялись. Как-то Юра в открытую сказал, что он не боится Валерия, и стал смеяться над Колей, который услужливо носит домой Валерин портфель. Через несколько дней дежурный учитель привёл в учительскую Валерия и Юру, учинивших в коридоре драку. Юра вытирал платком разбитый нос, а Валерий тяжело дышал после испытания своей силы. - Почему дрались? – спросил завуч у Валерия. - Он мне наступил на ногу! - Как? Из-за такого пустяка избить человека? - А он не извинился!

1. Как по-вашему, что же явилось подлинной причиной избиения Юры?
2. Как вы полагаете, повинен ли коллектив класса в избиении Юры?
3.Как должен был реагировать коллектив на стремление Валерия к утверждению своего превосходства?
4. Можно ли сказать, что Валерий в своих поступках руководствуется логикой кулачного права: «Мне всё можно, потому что я сильнее. Твои моральные качества пустяк, потому что ты всё равно не заставишь меня поступать по-твоему. А мой кулак для тебя – реальная сила. Что захочу, то и сделаю с тобой»?
5. Есть ли в нашей школе ребята, которые строят свои отношения с товарищами по логике кулачного права? Как бороться с этими проявлениями?

   «В десятый класс пришёл новый ученик Стасик. Встретили его вполне прилично. Неделя прошла без каких-либо осложнений. В понедельник к новичку подошёл Толя и попросил у него тетрадь, чтобы списать задание по алгебре. Стасик, пожав плечами, сказал, что в школе, где он раньше учился, таких ребят, которые любят жить на чужой счёт, не уважали. Толя, изумлённо присвистнув, отошёл и стал что-то говорить ребятам, изредка бросая в сторону Стасика насмешливые неодобрительные взгляды. На уроке истории учительница, поставив трём отвечающим две тройки и одну двойку, вызвала отвечать Стасика. Его прекрасная литературная речь, хорошее знание материала произвели на учительницу большое впечатление. - Вот как надо отвечать, - сказала она и поставила в дневник Стасика пятёрку. В перемену подошли к Стасику двое ребят, сели верхом на парту и спросили в упор: - Стараешься?! В отличники лезешь? Смотри, не подорвись! Стасик опешил. Потом возмущённо спросил: - Разве это плохо? - А мы не любим выскочек! – последовал многозначительный ответ, после чего ребята вышли из класса. После уроков на крыльце школы кто-то набросил Стасику на голову пальто и со всех сторон на него посыпались удары …

1. как вы относитесь к такому методу подчинения отдельным группам в коллективе?
2. Какое чувство руководило школьниками, устроившими Стасику «тёмную»? Как следует преодолевать в себе это чувство?
3. Какие чувства возникнут у Стасика после случившегося? (Что пережил за эти короткие минуты Стасик?)
4. Как вы относитесь к такому способу воздействия на отдельных членов коллектива? Были ли подобные случаи в вашем коллективе?
5. Как всё же должен был реагировать на случившееся со Стасиком школьный коллектив? Как действовали бы вы, если бы к вам обратился Стасик?

   « С Ирой Балашовой нам захотелось поспорить. Она сказала, что газета, за выпуск которой она отвечает, называется »БИНС» - «Бьём и не стесняемся». - Кого бьёте и почему не стесняетесь? – спросили мы. - Тех, кто плохо учится, плохо себя ведёт. А чего стесняться-то? - Одноклассники всё-таки ваши? - Разве одноклассников нельзя критиковать? – удивилась Ира. - Критиковать и бить (даже словом) – разные понятияКак реагируют ребята на вашу критику? Обижаются? - Веселятся. Некоторых мы уже много раз протаскивали. А им всё нипочём. - Как ты думаешь, почему ваша критика не действует? – поинтересовались мы. - Нет, вообще-то действует, - смутилась Ира. - Расскажи нам о таких случаях, когда критика в газете помогла кому-то. - Ира задумалась. Она ничего не могла припомнить. Как по-вашему, почему? (Обсуждается статья в газете «Кузбасс» за 29 июля 2010 года «Я простил тебя, мама!» )

Почему мысль о полной недопустимости жестокости по отношению к детям поставлена так остро, бескомпромиссно и стала предметом широкого обсуждения?
Станислав Долецкий, известный детский хирург, в своей лекции о синдроме опасного обращения с детьми одной из причин распространения жестокости по отношению к детям называет наше благодушие, часто одобрительное отношение к физическому наказанию. В «Родительскую газету пишут дети о том, что родители их «избивают», «бьют скалкой», бьют сначала отец, потом мать, обзывают. Ваше отношение к физическому наказанию. (Бить ребёнка категорически нельзя, нельзя истязать его ни физически, ни морально. На это родители не имеют никаких человеческих прав. Это не только противозаконно, но и против всех психологических законов. Побои и оскорбления ничего не могут дать ребёнку кроме травм, озлобления и отчаяния). Обсуждается статья из «Учительской газеты» «Не могу ни о чём думать кроме порки».)

Как по-вашему, почему в нашем обществе имеет место столь жестокого обращения к детям? Наказывают ли вас родители?
 За что наказывают ?
Как они это делают?
Как вы полагаете, надо ли наказывать детей?
Какой метод наказания, по-вашему оптимальный?
Никто не спорит – родители могут и должны предъявлять требования к нам, детям, исходя из конкретных ситуаций. Но максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к нему. В противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, насилием и принуждением. Родители, предпочитающие всем видам воздействия физическое наказание, неизбежно сталкиваются с сопротивлением ребёнка, который отвечает на нажим и другие жестокие меры своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, жестокостью. Может вырасти хам, подхалим, приспособленец, трус, циник, деспот. Каковы же основные права ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить детям все государства – участники Конвенции.

Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?
А на доске я напишу 4 варианта ответов на этот вопрос:
А) до 14 лет Б) до 16 лет В) до 18 лет Г) до 21 года (пересчитываю голосующих)
Как видите, голоса разделились.
Но в соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Так что все вы на самом деле ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны своего государства Дети должны помнить и о своих правах. Ребёнок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия. А это значит, что если вас кто-то обижает, унижает, избивает или оказывает на вас психологическое воздействие, т. е. убеждает вас сделать то, что вы считаете для себя недопустимым, пожалуйста не ищите выхода из этого трудного, а порой и унизительного положения самостоятельно, а обратитесь за помощью к старшим, например, к психологу, к классному руководителю. Поверьте, они найдут способ помочь вам в этой беде. Ребёнок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья. И в соответствии с этой статьёй Конвенции ООН о правах ребёнка разрабатывается перечень разрешённых работ и устанавливается максимальная продолжительность рабочего дня для различных возрастов подростков. Ребёнок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Если вдруг вы почувствуете какой-то нездоровый интерес к себе со стороны своих близких (отчима, маминого друга, папиной приятельницы и т. п.), старшего друга, подруги или человека, от которого вы зависите по учёбе или работе, не стесняйтесь и не бойтесь, что вам не поверят, а срочно обращайтесь за помощью к старшим, которым вы доверяете. Насилие безнравственно в этическом плане, но на практике часто приходится его применять. Выберите вариант ответа на каждый из вопросов.

Сделайте вывод – миролюбивый ли вы человек. В каком случае вы оправдываете применение насилия:
- при проведении полезных реформ;
- для обуздания преступников;
- для завоевания и удержания власти;
- для отпора внешнему врагу;
- в целях воспитания;
- в чём ещё?

В каких случаях вы сами способны на насильственные действия?
- в ответ на оскорбление;
- просто от злости;
- чтобы настоять на своём;
- если кто-то обидел дорогого вам человека;
- чтобы боялись.

- Итак, дети испытывают насилие в школе, дома, на улице. Можем ли мы противостоять насилию? Как по-вашему, почему имеет место в нашем обществе жестокость и насилие? ( наше равнодушие, чёрствость, бездушие) Что, на ваш взгляд, должно предпринять государство, чтобы защитить людей от насилия, жестокости? Что должен сделать каждый конкретный человек, в том числе и вы, для того, чтобы на земле исчезло насилие? (Каждый из нас должен погашать ненависть, прекращать вражду, мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие и вместо этого вводить всё противоположное: любовь, радость, мир, благость, великодушие, словом все собрания благ...)
Категория: Материалы | Добавил: Пинчук
Просмотров: 4642 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz