Обучение диалогической речи
Диалоги должны являться образцами живой разговорной речи, служить моделью для построения собственных диалогов в меняющихся ситуациях. Хорошая дружеская атмосфера на уроке помогает ребятам стать «актёрами». Эта атмосфера создаётся учителем. Прежде всего показываю образцы основных типов высказывания: убеждения, одобрения, осуждения, несогласия и т. д. При этом не ограничиваюсь простым ознакомлением с речевыми клише, добиваюсь прочного их запоминания. Навыки диалогической речи не возникают автоматически. Предлагаю специальные тренировочные упражнения, обучающие диалогу на моделях в рамках учебно-речевых ситуаций. Одним из видов таких упражнений является упражнение на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные утверждения, в которых отрабатываются фразы-клише. Перед тем, как приступить к составлению диалогов по различным ситуациям в пределах той или иной устной темы, полезно предложить учащимся вопросно-ответные упражнения на материале лексики данной темы. У меня имеется набор напечатанных карточек-реплик. Например, «вопрос», «ответ», «огорчение», «согласие», «сомнение», «мнение» и т. д. На магнитной доске строю зрительную модель диалога. Заменяя одни реплики другими, могу менять содержание высказывания.
приветствие Hor mal… вопрос ответ восхищение
Sag mal вопрос
ответ
Удивление Weisst du… приглашение Благодарность согласие
прощание
Преимущество карточек-реплик в том, что их применение даёт возможность составить сколько угодно схем-моделей диалогов. Диалоги должны являться образцами живой разговорной речи, служить моделью для построения собственных диалогов в меняющихся ситуациях. Прежде всего показываю образцы основных типов высказывания: убеждения, одобрения, осуждения, желания и несогласия и т. д. При этом не ограничиваюсь простым ознакомлением с речевыми клише, а добиваюсь прочного их запоминания. Навыки диалогической речи не возникают автоматически. Предлагаю специальные тренировочные упражнения, обучающие диалогу на моделях в рамках учебно-речевых ситуаций. Одним из видов таких упражнений является упражнение на тренировку школьников в умении реагировать на предложенные утверждения, в которых отрабатываются фразы-клише. У меня имеются наборы карточек по темам. Например, по теме «Внешность человека» провожу такое «запрограммированное общение», У получает, например, утверждение «У меня глаза серые». Задача школьника либо согласиться с данным утверждением, либо опровергнуть его. Содержание диалога может быть запрограммировано и серией изображений, поданных в определённой последовательности. Визуальная опора при подготовке диалога помогает школьнику хорошо осмысливать свои высказывания, так как такое зрительное восприятие информации очень активно. Предлагается прослушать образец диалога по модели и прочитать его. После этого все вместе составляем функционально-логическую схему отрабатываемого диалога, например: - запрос информации - сообщение информации - благодарность, принятие решения. На следующем этапе работы школьникам предлагается инсценировать диалог по ролям. Надо отметить, что работа проведённая с опорой зависимых реплик микродиалога во многом облегчит воспроизведение всего диалога. Мне бы хотелось поделиться опытом работы для обучения диалогической речи с использованием игровых приёмов на примере одной из тем учебника 9 класса «Eine Reise». Для организации работы над этой темой я выделяю три подтемы (ситуации). 1. Подготовка к путешествию: - Справочное бюро. Получение сведений о поезде (самолёте…); вид поезда, время отправления его в место назначения. - Беседа дома с родственниками (мамой…) о предстоящей поездке, о времени отправления поезда, о продолжительности путешествия. - Покупка билетов в кассе, имея ввиду 2 возможных варианта: 1) наличие билетов на желаемый поезд 2) отсутствие билетов на желаемый поезд
2. Путешествие: Выбрала наиболее типичные ситуации во время путешествия в вагоне, где предусматриваю 2 возможных варианта: 1) место занято пожилым человеком 2) встреча с другом, который случайно занял не своё место в вагоне. 3. Впечатления о путешествии по железной дороге, когда происходит встреча с другом, который тоже путешествует по этому же маршруту с группой туристов. На основе выделенных тем составляются микро- и макродиалоги, которые служат основой для выполнения тренировочных упражнений. Целью этих упражнений является автоматизация ЛЕ, грамматического материала, фраз-клише, а главное развитие умения вести диалог в конкретной ситуации. Ролевые ситуации только тогда эффективны, если отвечают ряду требований. Они должны: - соответствовать уровню языковой подготовки обучаемых - содержать речевой стимул - содержать подсказку ( в описании ситуации должно быть указано всё, что может подсказать обучаемому, как вести себя и т. д. - вызывать интерес школьников и будить их воображение, учитывать их жизненный опыт. На уроке, цель которого состоит в контроле сформированности диалогической речи и умения ориентироваться в заданной ситуации, школьникам предлагаются различные ситуации для составления собственных диалогов. Эта работа носит творческий характер. Эффективность предлагаемого комплекса упражнений; реплики структурно разнообразны; высказывания коммуникантов логичны; школьники проявляют инициативу в речевом высказывании; чаще используются реплики, имеющие такие коммуникативные задания, соглашение, удивление, благодарность, сожаление и др. Использование игровых приёмов в микро- и макродиалогах формирует навыки и умения диалогической речи, способствует речевой инициативе школьников и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.
|