Среда, 06.11.2024, 05:28
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ №24

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Ваши любимые предметы:
Всего ответов: 1050
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Материалы

Как я работаю над лексикой
24.03.2010, 22:14

                              Учитель немецкого языка Швабауэр Л.Р.

  Каждому учителю хорошо известно, что невозможно создать прочную языковую базу у школьников без усвоения ими лексического материала.

  Учащиеся, как правило, относятся к заучиванию лексики как к скучному и неинтересному занятию. Это побуждает меня прибегнуть к нетрадиционным формам работы. Практическое владение языком возможно лишь в том случае, если лексика предыдущих классов не будет отсеиваться. Поэтому очень важным требованием к обучению лексики является требование систематического её повторения. А для этого в свою очередь нужно время на уроке. Чтобы нацелить ребят на более полное употребление активного словаря, как один из возможных вариантов повторения лексики, могу предложить игру, разработанную мной – «Трио», на которую затрачивается на уроке минимум времени. При этом задействован весь класс. За короткое время повторяется лексика по трём темам. Класс делится на три группы (примерно равных по силам). Учащиеся получают карточки со списком слов по трём темам на русском языке. В списке 30 слов, 10 слов по каждой теме.

  На магнитной доске размещаю 3 разрезные азбуки, изготовленные мной, с одиннадцатью кармашками. В первый кармашек помещаю название темы (красного цвета). На учительском столе 3 таких же разрезных азбуки, но со вставленными в кармашки напечатанными словами.

  Учащиеся из первой группы запрашивают на немецком языке слово по своей теме, я его помещаю соответственно в первый кармашек, затем запрашивают своё слово учащиеся из второй группы и т. д.

  Условия игры - не затягивать по времени запрашивание слова, иначе ход переходит к другой группе, не повторяться при запрашивании слова ( с этой- целью все слова представлены на разрезной азбуке на доске).

  Побеждает та группа, которая больше запросит слов по своей теме (всего за 10 ходов).

  На следующем занятии темы меняются местами, что касается труда, затраченного учителем на составление всех карточек для этой игры, то он окупается, так как пользоваться ими можно не один год, меняя лишь порядок раздачи.

  Такая групповая работа создаёт условия для развития коллективной творческой мысли, учитывая ответственность не только за себя, но и за каждого члена группы. Провожу эту игру много лет, темп проведения игры очень высок. Игра вызывает активность, а постоянно присутствующий в игре элемент соревнования, желания выиграть, мобилизует внимание учащихся, тренирует их память. Всё это способствует более прочному усвоению лексики. В классе царит дух соревнования, здорового соперничества, нет пассивных и равнодушных.

  Учебники для старших классов не обеспечивают достаточного повторения многих наиболее употребляемых слов. Учителю приходится искать приёмы для прочного закрепления их. В результате игры « Трио» обеспечивается повторение и систематизация лексики, необходимой для успешного решения КЗ на последующих уроках (систематическая повторяемость, т.е. перспектива использования активизируемых ЛЕ в устной коммуникации в будущем).

  Сгруппированная по темам активная лексика, облегчит повторение и систематизацию речевого материала, окажет учащимся практическую помощь при составлении высказываний. Подобная работа не занимает много времени и хорошо вписывается в любую структуру урока.
   
  Трио 5 класс

 die Stadt Berufe der Winter
 die Kirche der Lehrer
 rodeln
 das Schloss
 der Architekt
 die Eisbahn
 das Haus
 der Arbeiter
 der Schnee
 die Burg
 der Angestell- te
 Schlittschuh laufen
 das Rathaus
 der Rentner
 es schneit
 die Schule
 der Schneider 
 Schi laufen
 die Post
 der Apothe- ker
 eine Schneeballschlacht machen
 der Garten
 der Hand- werker
 einen Schneemann bauen
 der Markt
 der Verkau- fer
 die Schneeflocke
 der Platz der Arzt  kalt

  К одной и той же теме учащиеся возвращаются несколько раз, а значит каждый раз разговор должен осуществляться на качественно новом уровне. Этот уровень достигается за счёт постоянного повторения лексики, включения её в новые ситуации.

  Взяв любую тему, можно легко проследить точки её соприкосновения со всеми остальными темами, значит существует потенциальная возможность их комбинирования.

  Беседуя по предложенным темам, желательно провести инвентаризацию лексики по темам. Существуют различные приёмы инвентаризации пройденной лексики и много языковых игр, способствующих реализации данной задачи.

  Все слова, изучаемые за курс средней школы, я печатаю на альбомных листах. Размещаю напечатанные слова на магнитной доске и учащиеся выполняют с ними различные упражнения:

 1) убираю одно слово, назовите слово, которого не достаёт;
 2) добавляю одно слово. Установите, какое слово добавлено;
 3) подберите к прилагательным существительные, (к существительным – глаголы и т. д. ) с которыми они могут сочетаться;
 4) составьте предложения со словами;
 5) составьте рассказ, используя данные слова;
 6) установите, какое слово не соответствует теме;
 7) назовите все слова, которые вам были представлены на магнитной доске (доска закрывается).
 8) перевод некоторых слов дан на доске, перевода каких слов нет;
 9) подберите к словам антонимы (синонимы, рифмы, однокоренные слова);
 10) на доске предметные картинки, подберите к ним названия, используя предложенные слова;
 11) я зачитываю предложения с пропущенными словами, учащиеся поднимают карточку с пропущенным словом и т. д.

  Провожу игру «Домино». На полоску ткани пришиваю полоску целлофана, затем её прошиваю так (поперёк), чтобы получились кармашки. Из альбомного листа вырезаю квадратики 8х8, делю их пополам (по диагонали). На одной половине пишу слово, на другой- помещаю рисунок. Учащийся составляет домино у доски, класс видит результат его работы.

  Если «Домино» тематическое, его можно использовать для повторения лексики. Провожу игру на внимание: показываю учащимся альбомный лист, на котором изображено много предметных картинок, затем убираю его. Учащиеся должны назвать, например, только предметы одежды.

ДОМИНО

 
На листе ватмана (картона) прямоугольной формы приклеиваются 3 полоски картона шириной 1,5 см. провожу фломастером 3 линии поперёк с тем, чтобы разделить большой прямоугольник на 6 маленьких прямоугольников-кармашков. В эти кармашки я помещаю слова, напечатанные на альбомных листах. Слова подбираются связанные между собой тематически, либо сочетающиеся между собой. Одно слово закрываю открыткой. Прошу отгадать закрытое слово.

  Например, что делают дети в школе? (5 класс)
Использую для одной игры 6 слов. Применяю эту игру многократно, меняя при этом каждый раз список слов.

  Варьирую список слов этой игры в зависимости от того, что нужно закрепить, повторить.

  В списке слов, задействованных в игре, могут быть слова, обозначающие цвета, родственные узы, профессии, слова-рифмы (Mund-Hund-rund-Grund-und), слова-рифмы в Prateritum (as, las, sas,fras, vergas) и т. д.

  Провожу упражнения для развития слуховой памяти

  Задания:
  •  прослушайте список слов. Назовите слова, относящиеся к теме «Одежда», перечислите слова, которые сочетаются со словом «купить», «нравиться» и т. д.;
  •  назовите только существительные;
  •  перечислите слова, начинающиеся с буквы «р»;
  •  какие слова в списке слов оказались лишними ( не относятся к данной теме) и т. д.

  На уроках работаю с ребусами, в которых зашифрованы слова при помощи комбинации рисунков, цифр, букв, знаков, прошу укомплектовать ассоциаграммы по различным темам.

  Провожу конкурсы на лучшего знатока слов. В игре участвует не менее трёх учащихся. Задание может быть самым разнообразным. Например, кто больше назовёт предметов, изображённых на картинках, у кого больше карточек (учащийся получает карточку, которую он вытянул, при условии, если он правильно назовёт слово).

  Анализ результатов такой работы с лексикой даёт основание утверждать, что учащиеся прочно усваивают лексический материал, хорошо запоминают написание слова, благодаря зрительной опоре, что использование таких приёмов работы играет свою положительную роль в повышении уровня усвоения лексики учащимися.

Категория: Материалы | Добавил: Abbat
Просмотров: 1000 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz